Одной из характерных черт современного образования является резкое увеличение объема информации, которую необходимо «переварить» учащемуся. Так как «нормальный» ученик имеет пределы усвоения новой информации, то в педагогических кругах последние несколько лет активно обсуждается вопрос об изменении содержания школьных дисциплин. Очевидно, что эти изменения затронут составляющие учебного процесса: содержание, способы контроля и методы обучения.
В современной школе предпочтение отдаётся активным методам обучения. Под активными методами обучения понимаются методы, которые реализуют установку на большую активность субъекта в учебном процессе.
Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает обратную связь между учащимися и преподавателями. Наиболее распространенными являются следующие активные методы обучения:
· практический эксперимент; · метод проектов – форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость;
· групповые обсуждения – групповые дискуссии по конкретному вопросу в относительно небольших группах учащихся (от 6 до 15 человек);
· мозговой штурм – специализированный метод групповой работы, направленный на создание новых идей, стимулирующих творческое мышление каждого участника;
· деловые игры – метод организации активной работы учащихся, направленный на выработку определенных рецептов эффективной учебной и профессиональной деятельности;
· ролевые игры – метод, используемый для усвоения новых знаний и отработки определенных навыков в сфере коммуникаций. Ролевая игра предполагает участие не менее двух «игроков», каждому из которых предлагается провести целевое общение друг с другом в соответствии с заданной ролью;
· баскет-метод – метод обучения на основе имитации ситуаций; · тренинги – обучение, при котором в ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки;
· обучение с использованием компьютерных обучающих программ;
· анализ практических ситуаций – метод обучения навыкам принятия решений; его целью является научить учащихся анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, создавать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий.
Выбор методов активного обучения зависит от различных факторов. В значительной степени он определяется численностью учащихся (большинство методов обучения можно использовать в небольших группах). Но в первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей занятия. Активные методы обучения можно применять для достижения следующих дидактических целей: обобщение ранее изученного материала (групповая дискуссия, мозговой штурм); эффектное предъявление большого по объему теоретического материала (мозговой штурм, деловая игра); развитие способностей к самообучению (деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций); повышение учебной мотивации (деловая игра, ролевая игра); отработка изучаемого материала (тренинги); применение знаний, умений и навыков (баскет – метод); использование опыта учащихся при предъявлении нового материала (групповая дискуссия); обучение навыкам межличностного общения (ролевая игра); эффективное создание реального объекта, творческого продукта (метод проектов); развитие навыков работы в группе (метод проектов); выработка умения действовать в стрессовой ситуации, развитие навыков саморегуляции (баскет – метод); развитие навыков принятия решений (анализ практических ситуаций, баскет-метод); развитие навыков активного слушания (групповая дискуссия).
Важно отметить, что ни одна из форм обучения не является единственной верной для достижения поставленных целей обучения; сохранению внимания и работоспособности обучаемых способствует использование разнообразных методов.
Приведем несколько примеров использования активных методов обучения на уроках информатики. В начальной школе расширить представление детей об устройстве персонального компьютера можно за счет информационных минуток. Основной формой проведения информационных минуток лучше выбрать диалог (групповую дискуссию), в котором направляющую и координирующую функции выполняет учитель. С самого начала учащиеся должны осознать значение словосочетания «информационная минутка»: минутка – это ограничение по времени, информационная – мы узнаем новую информацию. В качестве основы для проведения этих минуток была взята книга В.Агафонова «Твой друг Компьютер». Был создан текстовый файл со стихотворным текстом, разделенный на определенные «порции», каждая из которых соответствовала рассказу о новом устройстве. Так определились темы минуток («Что может компьютер», «Дисплей – отважный капитан», «Чудо – принтер», «Знакомимся с дискетой» и т.д.). На первом уроке все школьники получали по рисунку с изображением основных устройств компьютера. На каждом из последующих уроков – определенную «порцию» текста с пояснениями учителя. Дома ребята вклеивали эти фрагменты стихотворения в отдельную тетрадь или блокнот, и в конце полугодия у каждого учащегося была книжка, сделанная собственными руками, рассказывающая о назначении устройств персонального компьютера (метод проектов). По ходу проведения информационных минуток необходимо показывать источник информации (газету, журнал и т.п.), из которого учитель почерпнул интересные сведения, иллюстрации в нем. Поощрять участие детей в подготовке и проведении минуток.
Для учащихся 5 – 8 классов можно предложить создать мини – проекты, например, верстка книжки в текстовом редакторе Word. Предлагаются файлы с необходимыми картинками и текстами, а также файл с обложкой. Все страницы книги должны иметь одинаковую структуру: заголовок, картинка, текст. Если при верстке использовать стили редактора Word, то работа над книгой будет быстрой, а все ее страницы будут иметь одинаковый вид, как в настоящей книге. Очень интересно и увлекательно проходит опрос учащихся по теме «История развития вычислительной техники» в форме баскет-метода.
Для проведения этого занятия учителем готовится несколько «экспонатов» для нескольких залов «виртуально» музея компьютерной техники. Причем «экспонаты» для каждого зала подбираются так, чтобы можно было построить стройный рассказ. В качестве «экспонатов» можно использовать фотографии ученых и инженеров, внесших вклад в развитие вычислительной техники, фотографии отдельных устройств компьютера, схемы, отражающие структуры компьютеров разных поколений. Приведу пример набора экспонатов одного «виртуального» зала. Название зала – «Машины II поколения». Перечень «экспонатов»: фотография БЭСМ -6, ЭВМ «Сетунь», фотографии Н.П.Брусенцова, С.А. Лебедева, В.М. Глушкова, схема структуры ЭВМ II поколения, таблица с краткими сведениями о троичной уравновешенной системе счисления и т.д. «Экскурсовод» должен в течение 5 минут подготовить рассказ о предложенных экспонатах. В подготовке рассказа ему помогают 2 «советника». Основную «интригу» рассказа учащиеся выбирают сами.
Учащиеся 9 – 11 классов, имеющие высокий уровень работы на компьютере готовы к созданию более серьезных проектов, например, с элементами исследовательской деятельности. Одной из форм таких проектов являются видеопроекты. Под видеопроектами подразумеваем всю совокупность работ над видеофильмом: выбор темы; поиск информации; написание сценария; изготовление костюмов, декораций, кукол; распределение ролей; процесс съемки; монтаж готового фильма из видеоклипов и его озвучивание; представление и демонстрация фильма. Фильмы, над которыми работают дети, могут быть анимационные, документальные, игровые. Можно снимать интервью и ток-шоу, учебные фильмы. Также старшеклассникам интересны уроки в виде деловых игр. Например, девятиклассникам можно предложить деловую игру «Создание рекламного плаката графическими средствами TURBO PASCAL». Плакат должен включать в себя картинку и текст. Ученикам 10 – 11 класса будет интересна деловая игра «Составление сводных расчетных таблиц с использованием Excel»: некоторая фирма, занимающаяся аналитической деятельностью, получает заказы на составление расчетных таблиц. Эти заказы распределяются по отделам, начальники которых представляют отчеты о выполнении заказа, а также о работе своих сотрудников. В фирме имеется машинописное бюро, которое обеспечивает нужды офиса. Кроме того, расчетной деятельностью приходится заниматься и директору фирмы, решая вопрос о выплате денег сотрудникам. Литература 1. «Информатика». № 9/2006. 2. Агафонов В.В. Твой друг Компьютер. М.: Новая школа, 1996. |