Среда, 24.04.2024, 00:42
Приветствую Вас Гость | RSS

МАОУ "Гимназия №5" города Стерлитамака

Телефон доверия
Телефон доверия
Учебный процесс
Службы гимназии
Опросы РБ
Опрос
Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Современное образование характеризуется вариативностью и многообразием как в содержании, так и в технологиях, используемых в учебно-воспитательном процессе. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет учителя задуматься над тем, как поддержать у обучающихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Использование игровой технологии на уроке способствует активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Учителю следует помнить, что дидактическая игра - не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать её как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. В термине «дидактическая игра» подчёркивается её педагогическая направленность. Поэтому есть основания утверждать, что использование дидактической игры в системе обучения математике в 5-11 классах является важным средством интенсификации учебной деятельности школьников, осуществления преемственности между обучением в 1-4 и 5-11 классах. Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки, придает игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определённые требования в отношении знаний. Правила игры определяют порядок действий и поведение учащихся, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учётом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворённости, успеха. Кроме того, правила воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива. Игровые действия регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Очень часто игровые действия предваряются устным решением задачи. Основой дидактической игры, которая пронизывает собой её структурные элементы, является познавательное содержание. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой. Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это наличие технических средств обучения (компьютера, мультимедийного проектора, интерактивной доски и т.п.). Так же относятся различные средства наглядности: таблицы, модели, дидактический раздаточный материал, жетоны и др. Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Он выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, или в их применении. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них разрушает игру. При подготовке к уроку, содержащему дидактическую игру, необходимо составить краткую характеристику хода игры (сценарий), указать временные рамки игры, учесть уровень знаний и возрастные особенности учащихся, реализовать межпредметные связи. При организации дидактических игр с математическим содержанием необходимо продумать вопросы методики: Какова цель игры? Какие умения и навыки в области математики школьники освоят в процессе игры? Какому моменту игры надо уделить особое внимание? Какие другие воспитательные цели преследуются при проведении игры? Количество играющих. Какие технические средства обучения, дидактические материалы понадобятся для игры? Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами? На какое время должна быть рассчитана игра? Как обеспечить участие всех школьников в игре? Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, все ли включились в работу? Как организовать рефлексию (лучшие моменты игры, недочёты в игре, результат усвоения математических знаний, оценки отдельным учащимся игры, замечания по нарушению дисциплины и др.)? Так как дидактическая игра может носить и репродуктивный, и творческий характер, то можно выделить два вида таких игр: игровая ситуация, когда ученика увлекает форма задания; математическая игра, когда ученика увлекает содержание задания. Возможны сочетания этих двух видов. Приведу несколько примеров игровых ситуаций. Задумай число. Предлагаю задумать число. Даю указания, какие действия с этим числом надо произвести. В конце концов «угадываю» результат. И тогда прошу обосновать «угадывание» ответа. Соревнование художников. На доске записаны координаты точек: (0;0), (-1; 1), (-3; 1 ), (-2;3), (-3;3), (-4;6), (0;8), (2;5), (2;11), (6;10), (3;9), (4;5), (3;0), (2;0), (1;-7), (3;-8), (0;-8), (0;0). Отметить точки на координатной плоскости, каждую точку следовательно соединить с предыдущей отрезком, получить определенный рисунок. Xудожники. Ребятам, предлагается разрезанная картинка с заданиями, которую необходимо сложить. Берется одна большая картина или три для каждого ряда, разрезается на столько кусочков, сколько учеников в классе или сколько учеников сидит за одним рядом. Каждый ученик получает кусочек картины, на обратной стороне которого задания (например, значения букв для выражения 2а-Зb+c+m-n). Выполнив эти задания ученик подходит к доске и прицепляет свою картинку к ответу. В итоге на доске появляется картина. Под математической игрой понимается такая игра, исход которой может быть предопределен предварительным теоретическим анализом. Математическая игра чаще всего состоит в поочередном выполнении определенных действий-ходов с целью решения поставленной задачи. Приведу несколько примеров. Игра в -66. Играют двое. Первый записывает, любое целое отрицательное число, большее -10, второй, устно прибавив к нему целое отрицательное число, большее -10, записывает сумму, первый к этой сумме устно прибавляет, целое отрицательное число, большее -10, и записывает сумму и т. д. Побеждает тот, кто запишет число -66. Отгадать число. Учитель дает ученику, стоящему у доски, карточку, на которой записано какое-либо целое число, например -3. Один из учащихся называет любое целое число, например -5. Ученик у доски либо прибавляет это число к записанному, либо отнимает, это число от записанного. Например, прибавляет, тогда на доске пишет: -5— -8. Второй ученик называет целое число, например 4. Ученик у доски опять либо прибавляет это число к -3, либо вычитает, его из -3. Если он отнимает, то на доске пишет: 4— -7. Учащиеся должны по этим записям назвать число, записанное на карточке. Библиографический список 1. Зубелевич Г. И. Занятия математического кружка в четвертом классе. – М.: Просвещение, 1980. 2. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М.: Просвещение, 1990. 3. Спиваковская, А.С. Игра - это серьезно. - М.: Педагогика, 1981. 4. Шиманская, Г.С. Логические игры и задачи. – Д.: Сталкер, 1987.
Категория: Мои статьи | Добавил: Гимназия5 (08.02.2011)
Просмотров: 2273 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Сообщение
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Родителям
Ссылки
Министерство просвещения России Министерство образования Республики Башкортостан Институт развития образования Республики Башкортостан Отдел образования г. Стерлитамак Электронное образование ГТО Всероссийское движение школьников

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz