Пятница, 19.04.2024, 19:13
Приветствую Вас Гость | RSS

МАОУ "Гимназия №5" города Стерлитамака

Телефон доверия
Телефон доверия
Учебный процесс
Службы гимназии
Опросы РБ
Опрос
Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Использование дидактической многомерной технологии
Современное образование переживает важный момент модернизации. Нововведения коснулись разных сторон школьной жизни: изменились структура и содержание школьных программ, иными стали стратегия и тех­нология образования. Повысились требования к уровню профессиональной компетенции педагога.
«Учитель – решающий фактор обновления школы. Без изменений его профессиональной культуры, принципиальной переориентации в методологии и методике работы все новации будут носить внешний характер». [Народное образование.- №6.-2003.-С.16]
Таким образом, важным этапом в профессиональной деятельности педагога становится повышение своего профессионального уровня, овладение современными образовательными технологиями. Проблемы преподавания государственных языков, рассматриваемые на конференции, важны и актуальны для образования Республики Башкортостан. Каждый учитель не однажды задавался вопросом: как воспитать компетентного выпускника? Вероятно, нужны обновлённые программы и учебники, отражающие современное состояние лингвистической науки, необходима информатизация учебного процесса, нужны новейшие технические средства обучения. Но не менее важна роль учителя на уроке. От того, как он подаст учебный материал, какие технологии будет использовать, зависит успешность образовательного процесса.
Безусловно, в копилке каждого учителя есть не одна, а несколько методик, технологий формирования лингвистической, коммуникативной и культурологической компетенций учащихся. Мне бы хотелось остановиться на опыте использования дидактической многомерной технологии на уроках русского языка.
Дидактическая многомерная технология была разработана в 90е годы XX века кандидатом педагогических наук В.Э. Штейнбергом. В основу технологии был положен принцип многомерности окружающего мира. Так, например, многомерность содержания образования выражается в том, что оно имеет три логики: логику знаний и опыта, логику усвоения знаний опыта, логику возрастной и образовательной эволюции человека, три особенности информации: смысл, ассоциация и структура и т.д.
Понятие «многомерность» становится ведущим в рамках данной технологии и понимается как пространственная, системная, иерархическая организация разнородных элементов знания.
Таким каркасом, слепком действительности, становится дидактические многомерные инструменты (ДМИ) .
Инструменты формируются как измерители многомерных смысловых пространств на основе многокоординатных опорно-узловых каркасов с нанесённой на них свёрнутой информацией. В центре будущей системы координат помещается тема, проблемная ситуация. Определяется набор координат (круг вопросов) по данной теме. Для каждой координаты находят необходимое и достаточное число узловых главных элементов содержания. Получаемая в результате логико-смысловая модель содержит два плана: логический (порядок) и смысловой (содержание).
Рассмотрим логико-смысловую модель «Главные члены предложения». Тема заявлена в центре каркаса. Выделяется набор координат: понятие, подлежащее, сказуемое, виды сказуемых, простое глагольное сказуемое (ПГС), составное глагольное сказуемое (СГС), составное именное сказуемое (СИС), виды предложений по наличию главных членов. На следующем этапе «завязываются узелки» - необходимые для понимания темы элементы знания.
Таким образом, на логико-смысловой модели «Главные члены предложения» последовательно, кратко, логично располагается весь теоретический материал по теме.
В чём же мы видим положительные стороны использования дидактических многомерных инструментов?
Во-первых, вербально-визуальное представление знаний поддерживает запоминание и воспроизведение информации.
Во-вторых, дидактические многомерные инструменты позволяют видеть весь предмет, тему в обобщённой форме и каждую часть. Каждый существенный элемент отдельно.
В-третьих, дидактические многомерные инструменты обладают алгоритмизированностью, поскольку последовательность нанесения и считывания информации не может быть произвольной.
Учебно-предметная модель играет роль несущей конструкции занятия. Однако для восприятия логико-смысловой модели учащихся необходимо подготовить. Структура урока, на котором усвоение темы происходит с помощью дидактических многомерных инструментов, выглядит следующим образом: 1)вхождение в тему, столкновение с познавательным барьером; 2)организация познавательной деятельности учащихся с помощью дидактических многомерных инструментов; 3)отработка новых умений и навыков с помощью тренировочных упражнений; 4)обобщение изученного материала с помощью дидактических многомерных инструментов; 5)рефлексия учебной деятельности обучающимися.
Обратимся к уроку русского языка в 8 классе по теме «Главные члены предложения». Для актуализации имеющихся знаний учитель ставит перед обучающимися вопрос: «Что вам известно о главных членах предложения?» После повторения теоретического материала обучающимся предлагается применить свои знания на практике, выделив подлежащее и сказуемое в следующих предложениях: 1) Жизнь – нескончаемый экзамен. 2) В одиночестве способен жить не каждый. 3) С тихим шорохом пробежал по саду ветерок. 4) Жить – Родине служить.
В процессе работы выясняется, что подлежащее может быть выражено не только именем существительным или местоимением, а сказуемое не всегда состоит из одного слова. Возникает необходимость устранить несоответствие между имеющимися знаниями и очевидными фактами. Начинается усвоение нового материала с помощью дидактической многомерной технологии.
Учитель выстраивает на доске логико-смысловую модель (ЛСМ) по теме «Главные члены предложения». Обучающиеся делают записи в тетради. Далее учитель повторяет новый материал, опираясь на ЛСМ. То же самое предлагается сделать обучающимся. Следующий этап урока посвящается отработке умений определять виды сказуемых, а также конструировать предложения с разными видами сказуемых.
На заключительном уроке по данной теме учащимся предлагается воссоздать ЛСМ по теме «Главные члены предложения».
Таким образом, мы видим, что дидактическая многомерная технология позволяет работать и с группой обучающихся, и с каждым ребёнком индивидуально. При благоприятных условиях обучающийся, усвоивший необходимый объём знаний по теме, способен выстроить собственную модель, демонстрируя своё видение проблемы. Что с ним происходит?

Наконец, отметим, что постоянное использование на уроках дидактических многомерных инструментов положительно сказывается на психологических особенностях личности ребёнка: улучшаются процессы интуитивного мышления, увеличивается объём оперативной памяти, развивается способность проектирования и конструирования учебного материала
Категория: Мои статьи | Добавил: Гимназия5 (08.02.2011)
Просмотров: 7013 | Рейтинг: 2.5/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Сообщение
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Родителям
Ссылки
Министерство просвещения России Министерство образования Республики Башкортостан Институт развития образования Республики Башкортостан Отдел образования г. Стерлитамак Электронное образование ГТО Всероссийское движение школьников

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz