Четверг, 25.04.2024, 23:59
Приветствую Вас Гость | RSS

МАОУ "Гимназия №5" города Стерлитамака

Телефон доверия
Телефон доверия
Учебный процесс
Службы гимназии
Опросы РБ
Опрос
Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Речь человека- это показатель его интеллекта и культуры. Чем речь точнее, образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность и тем ценнее он для общества. К сожалению, повседневная речь не только младших школьников и старшеклассников, но и взрослых не отвечает этим качествам. Во внеурочное время дети не читают художественную литературу, у них нет домашней библиотеки, очень редко посещают библиотеку. Из-за чего словарный запас детей становится беднее, их речь менее распространенная, невыразительная. Школьники испытывают трудности в общении, не умеют устно или письменно излагать свои мысли.
Дети приходят в школу с довольно скромным запасом слов. В семье недостаточно уделяют внимание выработке вежливого речевого общения. Дело учителя - обогатить, пополнить словарь, уточнить многие речевые понятия.
Как ребёнку успешно развивать свою речь, речевое творчество? Как реализовать потенциал его речевых возможностей, побудить к созданию самых простых рассказов, сказок, стихов? Что посоветовать родителям, чтобы их дети и после школы сознательно стремились к творческому самовыражению в слове. Ответом на эти вопросы может стать система работы, которую мы, учителя, могли бы предложить своим ученикам. Каждый ребёнок по природе – творец, мечтатель и фантазёр. Предоставь мы ему больше света, радости и интереса – и наполнится мир понятных детских слов, образов, живой речи!
С чего начать? Безусловно, с обогащения словаря – это верный путь к слову.
1. Работа с толковыми словарями. Изучить происхождение слова, строение, произношение, написание, его значение. Разнообразные игры со словом должны быть частью каждого занятия, так как они развивают у детей природное языковое чутьё, подготавливают их к восприятию поэтических норм. Чтение словарей постепенно входит в круг чтения детей, наряду с художественной литературой.
2. «Я начну, а ты продолжи…»( проба поэтического пера). Детям даются две стихотворные строчки. Самостоятельно за определённый промежуток времени необходимо продолжить начатое.
3. Пословицы и поговорки – традиционный дидактический набор для отработки различных умений и навыков при изучении разных разделов науки о языке.
Друзья познаются в беде.
Язык и хлебом кормит, и дело портит.
Задания: а)передай основной смысл. Сформулируй тему.
б)Составь небольшой рассказ, поучительную сказку, стих, опираясь на главную мысль пословицы.
1. «Слово-магнит». Опираясь на текст отметь знаком (+) добрые слова, плохие знаком (-).
2. Разучивание скороговорок. Составление частей скороговорок.
3. Сочинение басен, сказок.
4. Разгадывание загадок.
5. Работа над антонимами, синонимами, омонимами.
6. Рассказы по наблюдениям.
7. Составление текстов описания.
8. Различные виды пересказа: сценка, пересказ с фантазией, иллюстрирование.
9. Инсценирование.
10. Развитие воображения под музыку.
11. Музыкальное иллюстрирование.
12. Телепередачи: «Новости», «Вести» (обращать внимание на дикторскую речь, внешний вид).
13. «Подбери рифму»: ло–ло–ло на улице…
14. Сочинить считалку по данным началу и концу: «Возле школьного крыльца………….Ты ленился – выйди вон.»
15. «Придумай свою чистоговорку»: например, сы-сы-сы- у котёнка есть усы.
16. «Сочини свою загадку».
17. Речевые разминки “Минутки внимания”. Речевые разминки решают следующие задачи: учат детей слушать вопрос; устраняют разного рода неточности в произношении; вырабатывают четкую дикцию, правильное дыхание, ритм чтения, выразительность; учат понимать жесты, мимику, разыгрывать небольшие сценки и т.д.
Непременным условием эффективности данных упражнений на учебных занятиях является связь с разнообразными формами внеклассной работы.
Театральная деятельность- это самый распространенный вид деятельности детского творчества. Введение театрального искусства, через дополнительное образование способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральном кружке в школе. Театральное творчество не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте - основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение). Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Воспитывается у учащихся любовь к народным сказкам, традициям, бережное отношение к природе. Развивается у детей творческие способности мышления, наблюдательности, трудолюбия, самостоятельности, художественного вкуса.
Обучающиеся 1-4 классов гимназии имеют возможность посещать кукольный театр.
Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Дети увлечены тем, что имеют возможность мастерить куклы своими руками.
Необычайность зрелища захватывает и переносит их в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, все возможно.
Применение системы творческих заданий на уроках литературного чтения способствует развитию творческой активности младших школьников, обогащению их внутреннего мира, способности к сопереживанию, повышению самооценки, открывает возможности для самореализации детей.
Категория: Мои статьи | Добавил: elwira (07.05.2014) | Автор: Фаизова Эльвира Фларитовна
Просмотров: 1020 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Сообщение
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Родителям
Ссылки
Министерство просвещения России Министерство образования Республики Башкортостан Институт развития образования Республики Башкортостан Отдел образования г. Стерлитамак Электронное образование ГТО Всероссийское движение школьников

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz