|
Каталог статей
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В УСЛОВИЯХ ФГОС
В период перехода с одного стандарта на другой особенно актуальным становится вопрос о том, как организовать процесс обучения таким образом, чтобы он соответствовал идеологии нового стандарта, что нужно изменить в работе учителя, чтобы ученики класса успешно выполнили те требования, ко-торые будут предъявлены к их подготовке по завершению обучения в школе. Образование как социальное явление полностью зависит от требований общества в тот или иной исторический период. В истории человечества смени-лись культурно-исторические эпохи, в соответствии с требованиями которых менялась система образования: аграрная, индустриальная. Сейчас мир перехо-дит в третью, информационную, или постиндустриальную, культуру, которая предъявляет другие требования к выпускнику школы. Происходящие изменения в обществе не могли не сказаться на «портрете» ребёнка, пришедшего в школу. Можно следующим образом сформулировать важнейшие особенности, характеризующего современного школьника: - резко возросла информированность детей, они перегружены информа-цией (СМИ, Интернет, реклама), зачастую ненужной и даже вредной; - уменьшился интерес к чтению, что привело к определённому эмоцио-нальному голоду; - уменьшилось время общения со сверстниками, взрослыми (вернуть идеи Макаренко, детские движения: волонтёры, пионеры, тимуровцы…); - уменьшилась доля сюжетно-ролевых игр во времяпровождении школь-ников; - увеличилось общение с детьми других стран и народов, что повлекло рост ксенофобских настроений (Вводится курс Основы духовно-нравственной культуры народов России); - современные дети живут иллюзией свободы – падение доверия со сто-роны взрослых и изоляция детей от проблем взрослых (чрезмерная опека). Нужны встречи с ветеранами труда, экскурсии на предприятия, политинформа-ции. Отмеченные выше особенности современной эпохи (портрет школьника) существенно влияют на роль и приоритеты школьного образования, которые в современных условиях заметно смещаются от необходимости только про-граммных знаний к формированию основ учебной деятельности. Сегодня госу-дарственная образовательная политика во главу угла ставит развитие личности учащихся: «Развитие личности – смысл и цель современного образования», так записано в новом образовательном стандарте. Системно-деятельностная парадигма стандарта диктует, что усвоение и присвоение ребёнком накопленного социального опыта возможно прежде всего путём партнёрского деятельностного и общенческого взаимодействия в рамках совместной деятельности как со взрослыми, так и с ровесниками. Это должно лечь в основу разработки современного урока. И это влечёт за собой необхо-димость нового для традиционной школы позиционирования учителя. Сегодня у нас такая модель обучения: дети «сидят правильно» и слушают учителя. А по-хорошему, учитель должен быть актёром второго плана, просто находиться рядом с работающими детьми, направлять, помогать ребёнку самостоятельно добывать знания. Итак, на что ориентироваться учителю, конструируя урок, если содержа-ние уже определено? 1. Стандарт ориентирует на использование «технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого результата личностного и познавательного развития обучающихся». 2. Стандарт требует учета не только «индивидуальных, психологических и физиологических особенностей учащихся», но и указывает на важную роль и значение «видов деятельности и форм общения для определения целей образо-вания и воспитания и путей их достижения». 3. Стандарт ориентирует учителя на «разнообразие организации форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одарён-ных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности». 4. Стандарт гарантирует «достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования как основы «для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности». В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования, акту-альной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных дей-ствий наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Мотивирование, формирование положительного отношения к учению, способность к самооценке составляют группу ЛИЧНОСТНЫХ УУД. Ребёнок учится принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия, т.е. развивает РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД. Целью действия ребёнка является узнавание, открытие, освоение, поэтому он выполняет целый комплекс ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД: работает с ин-формацией, осуществляет синтез, анализ, использует общие приёмы решения задач… В процессе учения дети будут контролировать действия товарища, ис-пользовать речь для регуляции своего действия, договариваться, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение. Это значит, что будут раз-виваться КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД. Заметим, что без выполнения части названных УУД просто невозможно осуществлять процесс учения на сознательном уровне, а вот выполнять дей-ствия «по образцу» можно. Но это не будет работа по новому стандарту. |
Категория: Мои статьи | Добавил: Удача (24.04.2014)
| Автор: Киреева Ирина Александровна E
|
Просмотров: 695
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
Сообщение
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
|