Пятница, 26.04.2024, 02:04
Приветствую Вас Гость | RSS

МАОУ "Гимназия №5" города Стерлитамака

Телефон доверия
Телефон доверия
Учебный процесс
Службы гимназии
Опросы РБ
Опрос
Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В УСЛОВИЯХ ФГОС
В период перехода с одного стандарта на другой особенно актуальным становится вопрос о том, как организовать процесс обучения таким образом, чтобы он соответствовал идеологии нового стандарта, что нужно изменить в работе учителя, чтобы ученики класса успешно выполнили те требования, ко-торые будут предъявлены к их подготовке по завершению обучения в школе.
Образование как социальное явление полностью зависит от требований общества в тот или иной исторический период. В истории человечества смени-лись культурно-исторические эпохи, в соответствии с требованиями которых менялась система образования: аграрная, индустриальная. Сейчас мир перехо-дит в третью, информационную, или постиндустриальную, культуру, которая предъявляет другие требования к выпускнику школы.
Происходящие изменения в обществе не могли не сказаться на «портрете» ребёнка, пришедшего в школу. Можно следующим образом сформулировать важнейшие особенности, характеризующего современного школьника:
- резко возросла информированность детей, они перегружены информа-цией (СМИ, Интернет, реклама), зачастую ненужной и даже вредной;
- уменьшился интерес к чтению, что привело к определённому эмоцио-нальному голоду;
- уменьшилось время общения со сверстниками, взрослыми (вернуть идеи Макаренко, детские движения: волонтёры, пионеры, тимуровцы…);
- уменьшилась доля сюжетно-ролевых игр во времяпровождении школь-ников;
- увеличилось общение с детьми других стран и народов, что повлекло рост ксенофобских настроений (Вводится курс Основы духовно-нравственной культуры народов России);
- современные дети живут иллюзией свободы – падение доверия со сто-роны взрослых и изоляция детей от проблем взрослых (чрезмерная опека). Нужны встречи с ветеранами труда, экскурсии на предприятия, политинформа-ции.
Отмеченные выше особенности современной эпохи (портрет школьника) существенно влияют на роль и приоритеты школьного образования, которые в современных условиях заметно смещаются от необходимости только про-граммных знаний к формированию основ учебной деятельности. Сегодня госу-дарственная образовательная политика во главу угла ставит развитие личности учащихся: «Развитие личности – смысл и цель современного образования», так записано в новом образовательном стандарте.
Системно-деятельностная парадигма стандарта диктует, что усвоение и присвоение ребёнком накопленного социального опыта возможно прежде всего путём партнёрского деятельностного и общенческого взаимодействия в рамках совместной деятельности как со взрослыми, так и с ровесниками. Это должно лечь в основу разработки современного урока. И это влечёт за собой необхо-димость нового для традиционной школы позиционирования учителя. Сегодня у нас такая модель обучения: дети «сидят правильно» и слушают учителя. А по-хорошему, учитель должен быть актёром второго плана, просто находиться рядом с работающими детьми, направлять, помогать ребёнку самостоятельно добывать знания.
Итак, на что ориентироваться учителю, конструируя урок, если содержа-ние уже определено?
1. Стандарт ориентирует на использование «технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого результата личностного и познавательного развития обучающихся».
2. Стандарт требует учета не только «индивидуальных, психологических и физиологических особенностей учащихся», но и указывает на важную роль и значение «видов деятельности и форм общения для определения целей образо-вания и воспитания и путей их достижения».
3. Стандарт ориентирует учителя на «разнообразие организации форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одарён-ных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности».
4. Стандарт гарантирует «достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования как основы «для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности».
В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования, акту-альной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных дей-ствий наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
Мотивирование, формирование положительного отношения к учению, способность к самооценке составляют группу ЛИЧНОСТНЫХ УУД.
Ребёнок учится принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия, т.е. развивает РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД.
Целью действия ребёнка является узнавание, открытие, освоение, поэтому он выполняет целый комплекс ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД: работает с ин-формацией, осуществляет синтез, анализ, использует общие приёмы решения задач…
В процессе учения дети будут контролировать действия товарища, ис-пользовать речь для регуляции своего действия, договариваться, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение. Это значит, что будут раз-виваться КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД.
Заметим, что без выполнения части названных УУД просто невозможно осуществлять процесс учения на сознательном уровне, а вот выполнять дей-ствия «по образцу» можно. Но это не будет работа по новому стандарту.
Категория: Мои статьи | Добавил: Удача (24.04.2014) | Автор: Киреева Ирина Александровна E
Просмотров: 695 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Сообщение
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Родителям
Ссылки
Министерство просвещения России Министерство образования Республики Башкортостан Институт развития образования Республики Башкортостан Отдел образования г. Стерлитамак Электронное образование ГТО Всероссийское движение школьников

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz