Вторник, 23.04.2024, 14:41
Приветствую Вас Гость | RSS

МАОУ "Гимназия №5" города Стерлитамака

Телефон доверия
Телефон доверия
Учебный процесс
Службы гимназии
Опросы РБ
Опрос
Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Трудовое и нравственное воспитание обучающихся
Трудовое воспитание – составная часть воспитательного процесса в современной школе. Оно направлено не только на развитие личностных качеств обучающихся: трудолюбия, предприимчивости, ответственности, порядочности, патриотизма, - но и на подготовку обучающихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
Основные задачи трудового воспитания школьников решаются на уроках технологии. Культура дома, техническое творчество и художественное конструирование, технологии обработки материалов и пищевых продуктов, электронные и информационные технологии, элементы домашней экономики и предпринимательства – вот широкий круг вопросов, изучающихся школьниками в рамках технологического образования с первого по одиннадцатый класс.
На уроках, кружковых занятиях, при выполнении проектов обучающиеся приобретают технико-технологические умения, без которых невозможно полноценное становление, профессиональное самоопределение, социализация личности. Однако не менее важной задачей, стоящей перед учителем на уроке технологии, становится воспитание нравственных качеств обучающихся. На уроках, отведённых изучению кулинарии, формируются знания и умения по технологии обработки пищевых продуктов. Обучающиеся учатся самостоятельно планировать свою деятельность, принимать решения, творчески подходить к выполнению работы, приобретают навыки бесконфликтного общения, коллективного труда. Опыт показывает, что уроки по кулинарии приносят обучающимся радость, удовольствие, чувство самоудовлетворения.
 Знакомя на занятиях по кулинарии с наиболее простыми способами приготовления различных блюд из овощей, рыбы, мяса, молока, правилами сервировки стола, рассказываю учащимся о национальной кухне народов, проживающих на территории республики Башкортостан, знакомлю с их традициями и обычаями. Позже на уроках учащиеся сами готовят русские, башкирские, татарские национальные блюда.
Несколько уроков по кулинарии посвящаю хлебу. Мне часто приходится наблюдать в школьной столовой, как многие дети небрежно относятся к этому ценнейшему продукту на нашем столе. Это происходит от невоспитанности, от равнодушия взрослых. Бережное отношение к хлебу должно стать нормой поведения каждого человека. На своих уроках воспитываю у детей уважение, любовь к хлебу, говорю о том, с каким трудом выращивается хлеб, как долог его путь к нашему столу. Учащиеся готовят бутерброды, пирожные из свежего хлеба, осваивают рецепты по применению чёрствого хлеба, его отходов.
Сильное впечатление на детей оказывает беседа о хлебе. Рассказываю учащимся о лишениях людей в годы Великой Отечественной войны, о тяжёлом труде на оборонных заводах в три смены и голоде. Краюшка хлеба, выданная по карточкам, могла спасти человеку жизнь. На этом уроке читаю воспоминания людей, перенёсших блокаду Ленинграда. Говорим с ребятами о том, что страшный голод пережили наши соотечественники и в 1937 году, и позже – в первые послевоенные годы. Одной из причин голода в те далёкие неурожайные годы было отсутствие хлеба.
В семьях, где живы деды и прадеды, ещё помнят о том страшном времени, и поэтому у них царит культ хлеба. «Хлеб – всему голова»,- говорят старшие, воспитывая у своих детей и внуков уважение к хлебу, не давая даже крошке упасть со стола – привычным жестом сметают хлеб в ладонь и кладут в рот. Это не скупость, не скаредность – это выражение должного почтения народному кормильцу. Такое же трепетное отношение к хлебу стараюсь воспитать у своих учеников.
Заканчиваю разговор о хлебе театрализованным представлением. Учащиеся разучивают стихи, песни, украшают сцену, готовят сладкие призы для гостей. На Праздник Каравая приглашаем родителей, учителей. Пословицы, поговорки, песни и стихи о хлебе, кулинарные конкурсы, хороводы делают праздник незабываемым.
В старших классах провожу конференцию, на которой учащиеся выступают с докладами, рефератами о традициях и обычаях разных народов, связанных с хлебом.
Богатый материал для исследовательской работы учащиеся находят в устном народном творчестве. В словаре В.И. Даля собрано несколько десятков пословиц о хлебе: хлеб – дар божий; ешь пироги, а хлеб вперёд берег.
В пословицах русского народа хлеб предстаёт, прежде всего, как необходимое питание (голодной куме хлеб на уме; хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай). Для русского человека хлеб был обязательной составляющей обеда, а для бедняка он вообще являлся основной, иногда единственной пищей. Недаром одна и та же пословица существует в нескольких вариантах, по обстоятельствам упоминая в качестве тех, кто частенько ограничивается только хлебом и водой, то мужиков, то солдат, то бурлаков: хлеб да вода - молодецкая (мужицкая, солдатская, бурлацкая) еда.
Именно о том, чтобы в доме был хлеб, в первую очередь думал крестьянин, именно на хлеб должен был заработать городской бедняк: есть в мошне, так будет и в квашне (т.е. будет и тесто, чтобы испечь хлеб); хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска, так и стол доска. Но временами и на хлеб денег не хватало: дорог хлеб, коли денег нет, поэтому именно наличие или отсутствие хлеба представлялось мерилом сохранения терпимого уровня существования: покуда есть хлеб да вода, всё не беда.
Пословицы, в которых под хлебом подразумевается необходимый «прожиточный минимум», у нас в языке не редкость. Они свидетельствуют о нетребовательности, неприхотливости русского человека, отсутствие у него стремления к особому богатству, изобилию. Наши предки понимали, что достижение большого материального достатка невозможно без каких бы то ни было жертв. Однако русский человек не хотел жертвовать ни своей честью, ни достоинством: свой хлеб дороже чужих пирогов, лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою. Лучше жить по средствам, чем быть от кого-то материально зависимым.
В некоторых пословицах хлеб предстаёт как символ гостеприимства (хлеб хлебу брат; хлеба нет, так и друзей нет, без соли, без хлеба худая беседа). Недаром и радушного хозяина называют хлебосолом. В других пословицах хлеб предстаёт как символ сытой жизни (от хлеба хлеба не ищут; живёт на горке, а хлеба ни корки). Неслучайно молодым на свадьбе дарили каравай белого хлеба с пожеланиями достатка, богатства, плодородия.
Учащиеся делают вывод о том, что без хлеба русскому человеку трудно было обойтись. Хлеб обеспечивал материальное благосостояние, становился символом семейного счастья, благополучия в доме.
Итогом конференции становится составленное участниками обращение к одноклассникам и сверстникам: «Хлеб - самый главный продукт в жизни человека. Тысячелетиями он спасал нас от голода, порабощения, смерти. С хлебом русский человек выстоял в Великой отечественной войне, победил фашистов. С хлебом мы покорили космос. С хлебом мы построили самую красивую, самую богатую, самую сильную страну – Россию. Берегите НАШ ХЛЕБ - символ счастья, достатка, благополучия!»
Система работы по теме хлеб даёт свои результаты. У обучающихся формируются необходимые для работы качества: аккуратность, бережливость, экономность, трудолюбие. В процессе работы над разными проектами ребята учатся бесконфликтному общению, взаимопомощи, взаимоконтролю. Каждый учащийся получает возможность проявить свои таланты, творческие устремления: приготовить блюдо из хлеба, выступить на Празднике каравая или выполнить исследовательскую работу. А самое главное, дети получают представление о важной роли хлеба в жизни человека, учатся бережно относиться к основному продукту нашего стола.
Категория: Мои статьи | Добавил: Гимназия5 (08.02.2011)
Просмотров: 1609 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Сообщение
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Родителям
Ссылки
Министерство просвещения России Министерство образования Республики Башкортостан Институт развития образования Республики Башкортостан Отдел образования г. Стерлитамак Электронное образование ГТО Всероссийское движение школьников

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz