|
Каталог статей
Урок обучения грамоте: "Разделительный Ь и Ъ знаки" (система Л. В. Занкова)
Цель урока: познакомить учеников с ролью разделительных ъ и ь в русском языке. Предметные результаты. Ученик научится: - Осознавать разделительную функцию Ь и Ъ. - Демонстрировать умение решать предложенные кроссворды и ребусы. Выполнять задания в соответствии с указанием учебника и учителя. Иметь навык чтения, понимания прочитанного. Ученик получит возможность научиться: - подготовиться к знакомству с орфограммой “правописание Ь и Ъ”; - производить звуковой и звукобуквенный анализ слов с Ь и Ъ.
Личностные результаты. У ученика будут сформированы: – положительное отношение к школе и учебной деятельности; – интерес к занятиям по Азбуке (или к отдельным заданиям); – знание основных моральных норм поведения в новой школьной жизни. Ученик получит возможность для формирования: – первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; – представления о языке как средстве общения, о разнообразии ситуаций общения.
Регулятивные УУД. Ученик научится: – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; – первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи и в уме. Ученик получит возможность научиться: – проговаривать вслух последовательность производимых действий; – осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и одноклассниками; – в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; – осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя.
Познавательные УУД. Ученик научится: – понимать знаки, символы, модели, приведенные в Азбуке; – понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; – анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; – осуществлять сравнение, сериацию, классификацию изученных фактов языка с опорой на выделенные учителем критерии; – обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку). Ученик получит возможность научиться: – устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений; – видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи; – воспринимать смысл небольшого текста; – соотносить изучаемый материал с собственным опытом.
Коммуникативные УУД. Ученик научится: – иметь представление о возможности существования различных точек зрения, о возможности договариваться, приходить к общему решению; – использовать в общении правила вежливости; адекватно реагировать на обращение учителя. Обучающийся получит возможность научиться: – принимать другое мнение и позицию; – формулировать собственное мнение и позицию; – строить понятные высказывания; – задавать вопросы.
1. Актуализация ЗУН. Учитель: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. У вас хорошее настроение? Давайте улыбнёмся друг другу. Начнём наш урок. - Прочитайте, пожалуйста, слова. (Слайд № 1) Дети хором читают. Учитель: - Что интересного заметили? Дети: - В первом столбике все слова состоят из 3 букв, а во втором из 4 букв. - В первом столбике первые слоги начинаются с мягких согласных, а во втором с твёрдых согласных. - В первом столбике первые согласные мягкие, а во втором – вторые согласные мягкие. Учитель: - Что общего у этих слов? Дети: - Все эти слова состоят из одного слога, в них один гласный. - Они все состоят из 3 звуков. - Эти все слова обозначают предметы. Учитель: - Ребята, а как на письме обозначается мягкость согласных? Дети: - С помощью букв гласных звуков я, е, ё, ю, и и с помощью ь. Учитель: - Вы сказали, что все слова состоят из 3 звуков. Почему тогда во втором столбике все слова состоят из 4 букв. Дети: - Мягкий знак служит для обозначения мягкости согласного звука. - Это только знак. Он не обозначает никакого звука. 2. Постановка учебной задачи. Учитель: - Молодцы! Вы уже многое умеете, поэтому я уверена, что вы справитесь с этим заданием. - Посмотрите на картинки. Что вы видите? Дети: - Перо и Пьеро. Учитель: - Сделайте в своих тетрадях звуковой анализ этих слов. Дети выполняют задание. Учитель: - Ира, выйди, пожалуйста, к доске и выложи схему слова “перо”. - Кирилл, а ты выложи схему слова “Пьеро”. Учитель: - Вы согласны? Дети (к этому времени дети уже хорошо владеют звуковым анализом, поэтому ошибок практически не делают): Учитель: - Давайте обозначим каждый звук соответствующей буквой. Дети без проблем справляются с первой схемой. Теперь предстоит обозначить звуки второго слова. - Давайте проверим, Откройте Азбуку на стр. 102. Посмотрите внимательно на второй столбик. Учитель: - Сравните написание первого слова с нашим написанием. Всё правильно? - А теперь посмотрите, как записано слово “Пьеро”? Учитель: - Кто из вас догадался, какую роль играет здесь мягкий знак? Кирилл: - Он как бы разделяет букву согласного звука от буквы гласного звука. Сохраняет звук [й]. Святослав: - А мне бабушка ещё говорила, что мягкий знак иногда так и называют “разделительный”. А ещё твёрдый знак тоже называется разделительным. Учитель: - Молодец, Святослав! Ребята, кто из вас догадался, какова тема нашего урока? Дети: - Разделительные твёрдый и мягкий знаки. Физминутка. См. Приложение 2 3. Изучение нового материала. Учитель: - Откройте Азбуку на стр. 102. Прочитайте слоги в первом столбике. (Рисунок 1) Дети хором читают. Учитель: - Что интересного заметили? Дети: - Слоги, напечатанные слева, состоят из двух звуков, а слоги, напечатанные справа – из трёх звуков. - В левой части столбика буквы гласных обозначают мягкость предшествующего согласного, а в правой части – буквы гласных обозначают 2 звука. - В левой части нет звука [й], а в правой появляется. Учитель: - Прочитайте, пожалуйста, слова из второго столбика. Дети хором читают. Учитель: - Что здесь интересного вы заметили? Дети: - Здесь сохраняется то же правило, что и в предыдущем столбике. - Опять в левой части буквы “е”, “ё”, “ю”, “я”, “и” обозначают 1 звук, а во второй части – 2 звука. - В правой части мягкий знак не даёт слиться гласному с согласным, сохраняет звук [й]. Учитель: - Молодцы! А теперь прочитайте третий столбик и скажите, по какому принципу все эти слова оказались в третьем столбике. Кирилл: - Это мы уже знаем. Если йотированные буквы стоят после гласных, они всегда обозначают два звука. А в этом столбике они стоят после гласных. Далил: - В этом столбике во всех словах один и тот же корень езд. Учитель: - Вы согласны с рассуждениями Кирилла и Далила? Учитель: - Прочитайте, пожалуйста, слова четвёртого столбика. Что вы заметили? Дети: - Здесь все слова являются однокоренными. - Во всех этих словах есть твёрдый знак. Учитель: - Ребята, а какую роль играл в словах твёрдый знак? Дети: - Он отделил согласный от гласного. - Поэтому он и называется разделительным. Учитель: - Молодцы! Давайте прочитаем все вместе эти слова. Дети хором читают. - А теперь, давайте попробуем сделать одно открытие. Вы согласны? Учитель: - Посмотрите, пожалуйста, внимательно на этот слайд. (Слайд № 3) - Здесь слова, которые, уже встречались сегодня на уроке. - Почему в 1 столбике разделительный ь, а во втором – разделительный ъ? Никита: - В первом столбике ь не только отделяет согласный от гласного, но и обозначает мягкость. Послушайте [кол’йа], [сал’йу]. А во втором столбике ъ только разделяет гласные от согласных. Д: - Во втором столбике все слова однокоренные. Меняются только приставки. А корень у них езд. Перед корнем стоит ъ. Значит, его пишем перед корнем, в первом столбике ь в корне. Олеся: - Правильно! Колья – кол, значит корень кол, судьи от слова суд, значит корень суд. Святослав: - А слово солью образовалось от слова слить, лить. Значит, ь пишется внутри слова. Учитель: - Давайте проверим Ваши наблюдения. (Слайд № 4) Учитель: - Что скажете? Дети: - Мы угадали. Физминутка. (см. Приложение 2) 4. Закрепление. - Посмотрите внимательно на второе задание. Что нужно сделать? (Рисунок1) Дети: - Разгадать правило и продолжить. Учитель: - Какое здесь правило? Дети: - Чередование букв Б, Ь, Б и Ъ. Учитель: - Почему были выбраны именно эти буквы? Дети: - Они похожи по написанию. - Эти буквы состоят из одинаковых элементов. Учитель: - В своих тетрадях по чтению продолжите до конца строчки. После выполнения задания, дети читают стихотворение Б. Заходера. (Рисунок 1) Учитель: - О ком говорится в стихотворении? Дети: - О тюлене. Учитель: - Почему тогда изображён помимо тюленя мальчик? Дети: - Мальчик ленится, поэтому похож на тюленя. Учитель: - Ребята, а как надо читать это стихотворение? Учитель: - Давайте попробуем прочитать по-разному, а потом выберем самый лучший вариант. Учитель: - Как автор относится к такому занятию? Подкрепите свои высказывания строками стихотворения. Дети: - Автор пишет: “Жаль, тюленье прилежанье – Не пример для подражанья”. Автору жалко, что тюлень зря использует своё прилежанье. Учитель: - Молодцы! А теперь в стихотворении подчеркните слова, в которых есть разделительный ь. Дети самостоятельно выполняют задание. Учитель: - Поменяйтесь Азбуками с соседом и проверьте выполнение задания. (Дети меняются Азбуками). - Сколько слов подчеркнули? Прочитайте их. Дети: - Три: тюленье, прилежанье, подражанья. Учитель: - Сравните слова “тюлень” и “тюленье”. Что скажете? Дети: - Эти слова однокоренные. - Тюлень – это животное, а тюленье – это слово, которое обозначает признак. Учитель: - Смотрите, как интересно устроен наш язык: добавили к слову тюлень букву е, и слово сразу же изменило своё значение. А теперь посмотрите на следующее задание. Прочитайте слова. Дети читают слова “плясун”, “певун”, “бегун”, “молчун”. Учитель: - Чем похожи все эти слова? Дети: - Все эти слова мужского рода. Учитель: - Добавьте к этим словам в конце буквы ья. Что получилось? Прочитайте. Дети читают: плясунья, певунья, бегунья, молчунья. Учитель: - А теперь что заметили? Дети: - Эти слова стали женского рода. Учитель: - Молодцы! А напоследок ваше любимое задание. Дети: - Кроссворд! (Рисунок 1) Дети в парах заполняют кроссворд. 5. Подведение итогов урока. - Ребята, что нового узнали на уроке? - Спасибо за урок! |
Категория: Мои статьи | Добавил: Удача (24.04.2014)
| Автор: Киреева Ирина Александровна E
|
Просмотров: 2091
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
Сообщение
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
|