Четверг, 25.04.2024, 22:57
Приветствую Вас Гость | RSS

МАОУ "Гимназия №5" города Стерлитамака

Телефон доверия
Телефон доверия
Учебный процесс
Службы гимназии
Опросы РБ
Опрос
Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Урок обучения грамоте: "Разделительный Ь и Ъ знаки" (система Л. В. Занкова)
Цель урока: познакомить учеников с ролью разделительных ъ и ь в русском языке.
Предметные результаты.
Ученик научится:
- Осознавать разделительную функцию Ь и Ъ.
- Демонстрировать умение решать предложенные кроссворды и ребусы. Выполнять задания в соответствии с указанием учебника и учителя. Иметь навык чтения, понимания прочитанного.
Ученик получит возможность научиться:
- подготовиться к знакомству с орфограммой “правописание Ь и Ъ”;
- производить звуковой и звукобуквенный анализ слов с Ь и Ъ.

Личностные результаты.
У ученика будут сформированы:
– положительное отношение к школе и учебной деятельности;
– интерес к занятиям по Азбуке (или к отдельным заданиям);
– знание основных моральных норм поведения в новой школьной жизни.
Ученик получит возможность для формирования:
– первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– представления о языке как средстве общения, о разнообразии ситуаций общения.

Регулятивные УУД.
Ученик научится:
– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
– первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи и в уме.
Ученик получит возможность научиться:
– проговаривать вслух последовательность производимых действий;
– осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и одноклассниками;
– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
– осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя.

Познавательные УУД.
Ученик научится:
– понимать знаки, символы, модели, приведенные в Азбуке;
– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
– анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
– осуществлять сравнение, сериацию, классификацию изученных фактов языка с опорой на выделенные учителем критерии;
– обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).
Ученик получит возможность научиться:
– устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений;
– видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
– воспринимать смысл небольшого текста;
– соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

Коммуникативные УУД.
Ученик научится:
– иметь представление о возможности существования различных точек зрения, о возможности договариваться, приходить к общему решению;
– использовать в общении правила вежливости; адекватно реагировать на обращение учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
– принимать другое мнение и позицию;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– строить понятные высказывания;
– задавать вопросы.

1. Актуализация ЗУН.
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. У вас хорошее настроение? Давайте улыбнёмся друг другу. Начнём наш урок.
- Прочитайте, пожалуйста, слова. (Слайд № 1)
Дети хором читают.
Учитель:
- Что интересного заметили?
Дети:
- В первом столбике все слова состоят из 3 букв, а во втором из 4 букв.
- В первом столбике первые слоги начинаются с мягких согласных, а во втором с твёрдых согласных.
- В первом столбике первые согласные мягкие, а во втором – вторые согласные мягкие.
Учитель:
- Что общего у этих слов?
Дети:
- Все эти слова состоят из одного слога, в них один гласный.
- Они все состоят из 3 звуков.
- Эти все слова обозначают предметы.
Учитель:
- Ребята, а как на письме обозначается мягкость согласных?
Дети:
- С помощью букв гласных звуков я, е, ё, ю, и и с помощью ь.
Учитель:
- Вы сказали, что все слова состоят из 3 звуков. Почему тогда во втором столбике все слова состоят из 4 букв.
Дети:
- Мягкий знак служит для обозначения мягкости согласного звука.
- Это только знак. Он не обозначает никакого звука.
2. Постановка учебной задачи.
Учитель:
- Молодцы! Вы уже многое умеете, поэтому я уверена, что вы справитесь с этим заданием.
- Посмотрите на картинки. Что вы видите?
Дети:
- Перо и Пьеро.
Учитель:
- Сделайте в своих тетрадях звуковой анализ этих слов.
Дети выполняют задание.
Учитель:
- Ира, выйди, пожалуйста, к доске и выложи схему слова “перо”.
- Кирилл, а ты выложи схему слова “Пьеро”.
Учитель:
- Вы согласны?
Дети (к этому времени дети уже хорошо владеют звуковым анализом, поэтому ошибок практически не делают):
Учитель:
- Давайте обозначим каждый звук соответствующей буквой.
Дети без проблем справляются с первой схемой. Теперь предстоит обозначить звуки второго слова.
- Давайте проверим, Откройте Азбуку на стр. 102. Посмотрите внимательно на второй столбик.
Учитель:
- Сравните написание первого слова с нашим написанием. Всё правильно?
- А теперь посмотрите, как записано слово “Пьеро”?
Учитель:
- Кто из вас догадался, какую роль играет здесь мягкий знак?
Кирилл:
- Он как бы разделяет букву согласного звука от буквы гласного звука. Сохраняет звук [й].
Святослав:
- А мне бабушка ещё говорила, что мягкий знак иногда так и называют “разделительный”. А ещё твёрдый знак тоже называется разделительным.
Учитель:
- Молодец, Святослав! Ребята, кто из вас догадался, какова тема нашего урока?
Дети:
- Разделительные твёрдый и мягкий знаки.
Физминутка.
См. Приложение 2
3. Изучение нового материала.
Учитель:
- Откройте Азбуку на стр. 102. Прочитайте слоги в первом столбике. (Рисунок 1)
Дети хором читают.
Учитель:
- Что интересного заметили?
Дети:
- Слоги, напечатанные слева, состоят из двух звуков, а слоги, напечатанные справа – из трёх звуков.
- В левой части столбика буквы гласных обозначают мягкость предшествующего согласного, а в правой части – буквы гласных обозначают 2 звука.
- В левой части нет звука [й], а в правой появляется.
Учитель:
- Прочитайте, пожалуйста, слова из второго столбика.
Дети хором читают.
Учитель:
- Что здесь интересного вы заметили?
Дети:
- Здесь сохраняется то же правило, что и в предыдущем столбике.
- Опять в левой части буквы “е”, “ё”, “ю”, “я”, “и” обозначают 1 звук, а во второй части – 2 звука.
- В правой части мягкий знак не даёт слиться гласному с согласным, сохраняет звук [й].
Учитель:
- Молодцы! А теперь прочитайте третий столбик и скажите, по какому принципу все эти слова оказались в третьем столбике.
Кирилл:
- Это мы уже знаем. Если йотированные буквы стоят после гласных, они всегда обозначают два звука. А в этом столбике они стоят после гласных.
Далил:
- В этом столбике во всех словах один и тот же корень езд.
Учитель:
- Вы согласны с рассуждениями Кирилла и Далила?
Учитель:
- Прочитайте, пожалуйста, слова четвёртого столбика. Что вы заметили?
Дети:
- Здесь все слова являются однокоренными.
- Во всех этих словах есть твёрдый знак.
Учитель:
- Ребята, а какую роль играл в словах твёрдый знак?
Дети:
- Он отделил согласный от гласного.
- Поэтому он и называется разделительным.
Учитель:
- Молодцы! Давайте прочитаем все вместе эти слова.
Дети хором читают.
- А теперь, давайте попробуем сделать одно открытие. Вы согласны?
Учитель:
- Посмотрите, пожалуйста, внимательно на этот слайд. (Слайд № 3)
- Здесь слова, которые, уже встречались сегодня на уроке.
- Почему в 1 столбике разделительный ь, а во втором – разделительный ъ?
Никита:
- В первом столбике ь не только отделяет согласный от гласного, но и обозначает мягкость. Послушайте [кол’йа], [сал’йу]. А во втором столбике ъ только разделяет гласные от согласных.
Д: - Во втором столбике все слова однокоренные. Меняются только приставки. А корень у них езд. Перед корнем стоит ъ. Значит, его пишем перед корнем, в первом столбике ь в корне.
Олеся:
- Правильно! Колья – кол, значит корень кол, судьи от слова суд, значит корень суд.
Святослав:
- А слово солью образовалось от слова слить, лить. Значит, ь пишется внутри слова.
Учитель:
- Давайте проверим Ваши наблюдения. (Слайд № 4)
Учитель:
- Что скажете?
Дети:
- Мы угадали.
Физминутка. (см. Приложение 2)
4. Закрепление.
- Посмотрите внимательно на второе задание. Что нужно сделать? (Рисунок1)
Дети:
- Разгадать правило и продолжить.
Учитель:
- Какое здесь правило?
Дети:
- Чередование букв Б, Ь, Б и Ъ.
Учитель:
- Почему были выбраны именно эти буквы?
Дети:
- Они похожи по написанию.
- Эти буквы состоят из одинаковых элементов.
Учитель:
- В своих тетрадях по чтению продолжите до конца строчки.
После выполнения задания, дети читают стихотворение Б. Заходера. (Рисунок 1)
Учитель:
- О ком говорится в стихотворении?
Дети:
- О тюлене.
Учитель:
- Почему тогда изображён помимо тюленя мальчик?
Дети:
- Мальчик ленится, поэтому похож на тюленя.
Учитель:
- Ребята, а как надо читать это стихотворение?
Учитель:
- Давайте попробуем прочитать по-разному, а потом выберем самый лучший вариант.
Учитель:
- Как автор относится к такому занятию? Подкрепите свои высказывания строками стихотворения.
Дети:
- Автор пишет: “Жаль, тюленье прилежанье – Не пример для подражанья”. Автору жалко, что тюлень зря использует своё прилежанье.
Учитель:
- Молодцы! А теперь в стихотворении подчеркните слова, в которых есть разделительный ь.
Дети самостоятельно выполняют задание.
Учитель:
- Поменяйтесь Азбуками с соседом и проверьте выполнение задания. (Дети меняются Азбуками).
- Сколько слов подчеркнули? Прочитайте их.
Дети:
- Три: тюленье, прилежанье, подражанья.
Учитель:
- Сравните слова “тюлень” и “тюленье”. Что скажете?
Дети:
- Эти слова однокоренные.
- Тюлень – это животное, а тюленье – это слово, которое обозначает признак.
Учитель:
- Смотрите, как интересно устроен наш язык: добавили к слову тюлень букву е, и слово сразу же изменило своё значение. А теперь посмотрите на следующее задание. Прочитайте слова.
Дети читают слова “плясун”, “певун”, “бегун”, “молчун”.
Учитель: - Чем похожи все эти слова?
Дети: - Все эти слова мужского рода.
Учитель:
- Добавьте к этим словам в конце буквы ья. Что получилось? Прочитайте.
Дети читают: плясунья, певунья, бегунья, молчунья.
Учитель: - А теперь что заметили?
Дети: - Эти слова стали женского рода.
Учитель: - Молодцы! А напоследок ваше любимое задание.
Дети:
- Кроссворд! (Рисунок 1)
Дети в парах заполняют кроссворд.
5. Подведение итогов урока.
- Ребята, что нового узнали на уроке?
- Спасибо за урок!
Категория: Мои статьи | Добавил: Удача (24.04.2014) | Автор: Киреева Ирина Александровна E
Просмотров: 2091 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Сообщение
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Родителям
Ссылки
Министерство просвещения России Министерство образования Республики Башкортостан Институт развития образования Республики Башкортостан Отдел образования г. Стерлитамак Электронное образование ГТО Всероссийское движение школьников

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz