Вторник, 23.04.2024, 15:42
Приветствую Вас Гость | RSS

МАОУ "Гимназия №5" города Стерлитамака

Телефон доверия
Телефон доверия
Учебный процесс
Службы гимназии
Опросы РБ
Опрос
Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Урок по химии "Физические явления в химии"
Цель урока: 1. сформировать у учащихся представление о физических явлениях и способах очистки веществ, познакомить учащихся с методами очистки питьевой воды, перегонки нефти.
2. Способствовать формированию умений проводить и анализировать лабораторные исследования, вырабатывать практические умения работать с оборудованием в соответствии с правилами по технике безопасности.
3. Показать практическую значимость знаний о физических явлениях, используя межпредметные связи.

Обеспечение:
1) делительная воронка в штативе, смесь растительного масла и воды, 3 стакана по 50мл
2) смесь железа и серы, 8 листов бумаги, магнит, ложечка, стакан с водой, стеклянная палочка, стакан, чашка Петри
3) соль, вода, пробирка с длинной газоотводной трубкой, 2 предметных стекла, щипцы, свеча, спички
4) соль, вода, пробирка с пробкой, предметное стекло, щипцы, свеча, спички
5) смесь почвы с поваренной солью в пробирке с пробкой, вода в стакане фильтровальная бумага, воронка на конической колбе, стекло предметное, щипцы, свеча, спички.
6) презентация

Домашнее задание: изучить п. 25, упр3, записать характеристику хлорной кислоты по плану.

Ход урока.

Здравствуйте, друзья.

Этап 1. Создание проблемной ситуации.

Учитель. Факт 1. Знаете ли вы, что по оценкам специалистов уже через 25 лет войны из-за воды станут реальностью. Неудивительно, что уже в наши дни при обострении отношений с Южной Осетией Грузия сразу же ограничивала подачу воды в Цхинвал. В 1990-1991 гг., накануне войны в Персидском заливе, Турция уже прибегала к оказанию давления на Ирак посредством ограничения отпускаемой воды в реках Тигр и Евфрат. Правительство России уже обеспокоено возможными претензиями на пресные водоемы страны.
Факт 2. В мировом океане содержится 1,34 млрд км3 воды, т.е по 200 млн. км3 воды на человека.
Что не сходится в этих двух фактах? В чем проблема?
Ученики: не хватает питьевой, чистой воды. Люди еще не придумали дешевый способ очистки морской воды.
Учитель. Какой вопрос вы сформулируете к уроку.
Ученик. Какими способами можно очистить вещество?
Учитель. Однако, мы с вами еще не знакомы с химическими реакциями, но вы уже полтора года изучаете физику. Поэтому пока вы можете говорить только о физических явлениях,
используемых в химии. Сформулируйте тему урока.
Ученик. Физические способы очистки веществ.
Учитель. Очень близко к моей домашней заготовке. Я хотела сформулировать ее шире: «Физические явления в химии». Запишите тему, число в тетрадях. Какую вы поставите перед собой цель?
Ученики. Выявить возможности физических методов для очистки веществ и разделения смесей.

Этап 2. Актуализация знаний (фронтальная беседа).

Перед изучением новой темы вспомним основные понятия. Какие явления называются физическими?
Физическими называются такие явления, при которых могут изменяться размеры, форма тел или агрегатное состояние веществ, но состав их остается постоянным.
А какие химическими? Какие смеси называют однородными, а какие неоднородными? Чем отличаются смеси от чистых веществ? Какие физические свойства веществ вы можете назвать?

Этап 3. Выдвижение гипотезы.
Что должно лечь в основу метода разделения смеси или очистки вещества?
Ученики: Чтобы очистить вещество или разделить смесь надо использовать различие в свойствах веществ смеси.

Этап 4. Планирование.
Учитель. Я предлагаю вам разделиться на группы по 4 человека. Так как методов много, то каждая группа представит всему классу один из них.

Группа 1.
Задача. Разделите смесь воды и масла.
Способ. Отстаивание.
В делительную воронку залейте смесь воды и подсолнечного масла. После разделения смеси выпустите воду из воронки через кран в первый стаканчик, смешанную часть - во второй, а масло – в третий. (рис.87 на стр. 133)
Заполните таблицу (+) или (-):
Отстаивание Масло Вода Различие в свойствах
Верхний слой Плотность
Нижний слой
Группа 2.
Задача. Разделите смесь порошков железа и серы двумя способами.
Способы. Действие магнитом. Отстаивание (флотация).
Разделите смесь на 2 части на двух листах бумаги. Положите на одну часть смеси лист бумаги и через него старательно подействуйте на смесь магнитом. Серу и железо положите отдельно.
Вторую часть смеси высыпьте в стакан с водой и перемешайте всё палочкой. Соберите ложкой серу на отдельный лист. Из стакана вылейте воду, оставив железо на дне.
Каким способом разделение смеси произведено более качественно?
Заполните таблицы (+) или (-):
Отстаивание (флотация) Железо Сера Различие в свойствах
Верхний слой Разная смачиваемость водой
Нижний слой
Действие магнитом Железо Сера Различие в свойствах
Притяжение Отношение к магниту

Группа 3.
Задача. Очистите воду от соли
Способ. Дистилляция (упрощенно)
В пробирку с водой добавьте соль и размешайте до растворения. Проведите контрольный опыт: каплю раствора нанесите на предметное стекло и выпарьте воду над пламенем. (Держите стекло щипцами!) Отметьте появление белого налета соли. Пробирку с соленой водой закройте пробкой с газоотводной трубкой – холодильником и осторожно нагрейте так, чтобы пары воды из трубки поступали в стаканчик – приемник (следите за тем, чтобы воду не выбрасывало в трубку!). Полученный дистиллят проверьте на наличие соли.
Заполните таблицы (+) или (-):
Дистилляция Вода Соль Различие в свойствах
Перегоняется Температура кипения
Остается в сосуде

Группа 4
Задание. Очистите соль от воды.
Способ. Выпаривание.
Приготовьте смесь соли и воды в пробирке. Две капли раствора нанесите на предметное стекло, возьмите стекло щипцами и подержите его над пламенем до неполного высыхания.
Какое вещество вы получили в виде белого пятна?
Заполните таблицу (+) или (-):
Перекристаллизация Соль Вода Различие в свойствах
Выпаривание Температура кипения

Группа 5.
Задача. Очистите поваренную соль от почвы.
Способ. Кристаллизация.
В пробирку со смесью почвы и соли влейте небольшое количество воды, закройте пробирку пробкой и тщательно взболтайте до растворения соли. Сложите фильтр (смотрите рис.118 на стр.178) отфильтруйте небольшое количество раствора (смотрите рис. 82 на стр.131). Две капли раствора нанесите на предметное стекло, возьмите стекло щипцами и подержите его над пламенем до неполного высыхания. Какое вещество вы получили в виде белого пятна?
Заполните таблицу (+) или (-):
Перекристаллизация Почва Соль Вода Различие в свойствах
1.Растворение Х Растворимость
2.Фильрование (проходит через поры фильтра) Размеры частиц
3.Выпаривание Х Температура кипения

Этап 5. Поиск решения.
Представление результатов работы в группах.
Этап 6. Применение новых знаний.

Учитель. Посмотрите на картинки и определите способ очистки вещества или разделения смеси. На чем он основан?
Ученики:
Фильтрование …

Учитель. Нефть – смесь нескольких веществ. Их разделение ведут непрерывно в заводских условиях. Способ этот называется ректификация (рассказ). Как мы называем этот способ, используемый в лаборатории? На чем он основан?
Ученик. Перегонка. На разности температуры кипения компонентов.

Учитель. Какой способ лежит в основе добычи соли на озере Баскунчак?
Ученик. Выпаривание. ..

Учитель. Откуда берет начало поверье, что рассыпанная соль - к ссоре?
Ученик. Соль раньше высоко ценилась. Рассыпанную на земляной пол соль уже нельзя было использовать. Как очистить ее люди не знали. Из-за этого возникала ссора.
Учитель. Как можно очистить соль? Назовите метод, укажите, на чем он основан.
Ученик. Кристаллизация.

Учитель. Как в походных условиях очистить и обеззаразить мутную воду и сделать ее пригодной для питья и приготовления пищи?
Ученик. Фильтрование, кипячение.

Этап 7. Рефлексия Подведение итогов.

Учитель. Прочитайте еще раз вопрос к нашему уроку. Какими способами можно очистить вещество? Ответьте на него.
Ученики. …
Учитель. Прочитайте еще раз цель урока. Выявить возможности физических методов для очистки веществ и разделения смесей.
Как вы оцениваете степень достижения нашей цели?
Ученики. …
Учитель. Оцените степень понимания материала и ваше отношение к уроку.
Ученики. …..
Учитель. Я тоже получила удовольствие от работы с вами. Для закрепления материала я предлагаю вам изучить дома параграф 25 , выполнить упражнения: обязательное – упр.3,
записать характеристику КClО4 по плану

Успехов вам в дальнейшем изучении химии!
Категория: Мои статьи | Добавил: lad (09.05.2014) | Автор: Латыпова Альфия Джановна E
Просмотров: 1686 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Сообщение
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Родителям
Ссылки
Министерство просвещения России Министерство образования Республики Башкортостан Институт развития образования Республики Башкортостан Отдел образования г. Стерлитамак Электронное образование ГТО Всероссийское движение школьников

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz