Четверг, 28.03.2024, 20:07
Приветствую Вас Гость | RSS

МАОУ "Гимназия №5" города Стерлитамака

Телефон доверия
Телефон доверия
Учебный процесс
Службы гимназии
Опросы РБ
Опрос
Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Урок русского языка "Мягкий знак после шипящих в конце глаголов в неопределённой форме."
Урок русского языка в 3 б классе.
Мягкий знак после шипящих в конце глаголов в неопределённой форме.
Петрова Д.А.,
учитель начальных классов
Цель урока: расширить представление об особенностях неопределенной формы глагола, развивать умение различать неопределенную форму глагола, ставить вопросы к глаголам неопределенной форме, обогащать речь учащихся, воспитывать бережное отношение к родной природе.
Обучение УУД: развитие учебной мотивации, овладение способностью принимать и сохранять учебную задачу, контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности, формирование уважительного отношения к иному мнению.
Оборудование: таблица – неопределенная форма глагола;
карточки с дидактическим материалом;
проектор, презентация
Ход урока
1). Организационный момент.
Настрой на работу. Проверка рабочего места.
Пусть вам сегодня на уроке помогут сообразительность, внимание, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Постараемся, чтобы урок получился интересным, познавательным и откроем для себя новые знания по русскому языку.

2). Чистописание. Гг
С прилетом какой птицы связывают наступление весны? Грачи прилетели весну на крыльях принесли.)

- Найдите в скороговорке однокоренные слова, запишите их.
Грачиха говорит грачу,
Слетай с грачатами к врачу.
Прививки делать им пора
Для укрепления пера.
-Докажите , что это родственные слова (корень -грач-)
Запишите однокоренные слова:
-Докажите , что это родственные слова (корень -грач-)
грач – грачиха, грачата
- какую орфограммы видите? ( почему не написали ь ?)
3). Актуализация знаний.
Но весна приходит к нам не одна, со своими друзьями.
- Догадайтесь, кто они?
На доске запись:
По тонкой нитк… ручейка
______ с пригорка снег.
И на пригорк… вдруг цв…ток
______ раньше всех.

- Понятно ли вам содержание четверостишия? Почему?
- Слова какой части речи пропущены?
- Подберите глаголы по смыслу. (сбежал, раскрылся)
- О каком цветке говорится в загадке? (подснежник)
- Почему его называют самым храбрым из первоцветов?
Спишите первое предложение. Вставьте пропущенные орфограммы. Разберите первое предложение по членам предложения.
- Что сказано о цветке во втором предложении? (раскрылся)
- Как по - другому можно о нем сказать? (появился, цветет, растет, зеленеет)
- А что можно выразить этими словами?
На доске: охранять
наблюдать
спасти
береч (?)

охранять
наблюдать
спасти
беречь

( Как надо относиться к первоцветам, ими можно только любоваться и наблюдать)
Спишите эти глаголы.
4) Постановка цели и определение темы урока.
- Какой глагол вы не выписали? Почему?
- Давайте сформулируем тему нашего урока и определим задачи (уточнить и расширить знания о глаголах неопределенной формы)

5). Работа над темой урока.
- Что вы можете сказать об этих глаголах?
- Что знаете о глаголах неопределенной формы?
- Почему она так называется?
- Что нового вы узнали из этого сообщения? (глаголы в неопределенной форме оканчиваются на - ть, - ти)
Выделите в словах данные суффиксы.
- На что оканчивается глагол «сберечь»? В какой форме стоит глагол?
Прочитаем об этом в учебнике стр.74
Обобщим по схеме:

Н.ф.гл.
Что делать?
- ть, - ти, - чь.
Что сделать?
Если не надо смягчать ч, то почему же мы будем писать ь?
- ь знак здесь показывает, что это глагол неопределенной формы. Это (грамматический показатель, также как у сущ ж.р. – есть ь, а у м.р нет).

6) Закрепление. Упр.136. Запишите слова в 2 группы:
Сущ.: …
Гл.:… ( возникнет вопрос: печь сущ или глагол?)
Взаимопроверка. (Критерий «5» – нет ошибок
«4» 1-2 ошибки
«3» 3-4 ошибки
«2» более 5 ошибок)
- У меня для вас есть интересная пословица. А чем она интересна, вы скажите сами.
На то и печь, чтобы в ней печь.
Ответы детей: встретились слова одинаковые по написанию, но разные по значению и разных частей речи.
- Сделайте вывод. (Необходимо различать глаголы неопределенной формы от других частей речи. Поможет вопрос)

7) Физкультминутка. что делать? – поворот вправо
что сделать? – поворот влево
остальные глагольные формы – присесть
читать – прочитать – читает
зазеленеть – зеленеют – зеленеть
говорит – говорить – заговорить
дружит – дружить – дружишь
8). Упражнение в образовании и определении глаголов неопределенной формы. Работа по группам.
1 группа.
Образуйте от данных имен существительных глаголы в неопределенной форме:
Бег - …., крик - …., просьба - …, дружба - …., корм - ….. стрижка - … .

2 группа:
Замените данные устойчивые словосочетания глаголами – синонимами в неопределенной форме:
Гладить по голове -…, повесить голову - …, зарубить на носу - …, бить баклуши - …, клевать носом - …, кривить душой - …

3 группа:
Найдите и выпишите словосочетания слов с глаголами в неопределенной форме:
Вести из газет, вести под руку.
Электрическая печь, печь пироги.
Знать русский язык, боярская знать.
Вода стала течь, кран дал течь.

Проверка выполненной работы. Дети делают выводы. Выделяют суффиксы глаголов.
1 группа – Какая часть в слове указывает на неопределенную форму глагола?
2 группа – Докажите, что все глаголы – синонимы стоят в неопределенной форме.
3 группа – вывод – глаголы в неопределенной форме надо уметь различать от других частей речи.
Оцените свою выполненную работу.

9.) Закрепление. Вставьте пропущенные буквы (Сам. работа)
1. Хлеб надо береч.. как святыню.
2. Я старался завлеч.. в свои игры Валека и Марусю.
3. Мы приехали помоч.. крестьянам и приступили к делу по всем правилам борьбы с хищным зверем.
4. Отряд стремился достич.. перевала до наступления темноты.
5. Спички отсырели, и пришлось высеч.. огонь из кремня.
6. Усталый путник решил прилеч.. на опушке леса.
7. На кухне мать показала дочери, как зажигать газ, чтобы не обжеч..ся.
10). Физминутка для глаз.
11). Работа с текстом.
Трудно представить себе жизнь без цветов. С ранней весны и до поздней осени они украшают нашу землю. Но мы не замечаем, как они постепенно исчезают. Многие цветы уже взяты под охрану и занесены в Красную книгу. (На доске иллюстрации с первыми весенними цветами)
- Давайте обратимся к тексту.
У детей на партах текст.
Я люблю родной край. Наступает ранняя весна. Солнце льет на землю теплые лучи. Появились прекрасные весенние цветы. Есть любители собирать их в большие букеты.
- Выразите свое отношение к прочитанному.
- Что бы вы хотели сказать тем, кто любит собирать цветы?
Спишите текст. Напишите еще несколько предложений, используя слова: охранять, оберегать, прелестные вестники и другие. Подчеркните глаголы в неопределенной форме. Проверка работы.

10). Подведение итога урока.
Работа в группах.
У вас на партах тоже лежат цветы, но они необычные, а грамматические.
Запишите на лепестках цветов признаки глаголов неопределенной формы.

Проверка работы. Каждая группа вывешивает на доску цветок, называя один из грамматических признаков глагола неопределенной формы.

XI. Рефлексия.
- Какую задачу решали сегодня на уроке?
Какое правило запомнили? (Мягкий знак пишется после шипящих в конце глаголов в неопределённой форме)
- Оцените свои достижения и работу на уроке.

- Что такое глагол?
- Что обозначает глагол?
- На какие вопросы отвечает глагол?
- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
- Какие три времени имеет глагол? Как отличить одно время от другого?
- Что узнали о глаголе прошедшего времени на прошлом уроке?
-А хотели бы вы, еще больше знать о глаголе? Что бы вы хотели узнать? Давайте предположим….
→ Р.Т. упр.112, стр.72
Домашнее задание (по выбору)
1.упр.138
2.упр.137
Итог. Самооценка.
Сегодня на уроке мы не только совершенствовали знания о глаголе, но и размышляли о своем отношении к природе. Закончить урок я хочу стихотворением:

Я должен над цветами наклониться,
Не для того чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Категория: Мои статьи | Добавил: dania (08.05.2014) | Автор: Петрова Дания Анваровна E
Просмотров: 4325 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Сообщение
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Родителям
Ссылки
Министерство просвещения России Министерство образования Республики Башкортостан Институт развития образования Республики Башкортостан Отдел образования г. Стерлитамак Электронное образование ГТО Всероссийское движение школьников

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz