Среда, 24.04.2024, 03:25
Приветствую Вас Гость | RSS

МАОУ "Гимназия №5" города Стерлитамака

Телефон доверия
Телефон доверия
Учебный процесс
Службы гимназии
Опросы РБ
Опрос
Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Урок русского языка в 7 классе "Очарованье русского пейзажа"

 «Очарованье русского пейзажа» (подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода»), 7  класс

Автор-составитель:   Николаева Оксана Флорисовна, учитель русского языка и литературы Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №5» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан

УМК, на основе которых строится урок:

  1. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3ч.: учеб. для общеобразоват. учреждений. В трёх частях. – М: Мнемозина, 2009
  2. Меркин Г.С. Литература. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: ООО «ТИД «Русское слово –РС», 2009.

Тип  урока:  урок  комплексного применения знаний, умений, навыков. 

Цели урока:

1) формирование  предметных результатов: тренировать умение составлять план сочинения, совершенствовать умение описывать произведение живописи; развивать навыки анализа художественного текста, совершенствовать умение определять изобразительно-выразительную роль языковых средств в художественном тексте;

2) формирование  метапредметных  результатов -  познавательные УУД (формировать умение работать  с  разными  источниками  информации, представлять информацию с помощью разных графических организаторов, составлять собственный связный текст, выражать своё отношение к произведению искусства); коммуникативные УУД (умение работать в группе на общий результат); регулятивные УУД (умение планировать свою работу, ставить цели,  корректировать текст собственного сочинения); личностные УУД (осознание красоты русской природы, ценности произведений русской живописи и литературы).

Оборудование:  II  и  III (приложение) части  учебника  русского  языка  С.И. Львовой, В.В. Львова, Литература: учебник-хрестоматия  под ред. Г.С. Меркина; толковый словарь русского языка С.И. Ожегова; репродукция картины  И.И. Левитана  «Весна. Большая вода», раздаточный  материал; презентация Power Point с  репродукциями картин  И.И. Левитана, видеоролик.

План-конспект  урока

  1. Мотивационное начало. Постановка цели урока. (На доске репродукция картины  И.И. Левитана  «Весна. Большая вода»).

- Добрый день, ребята! Иван Алексеевич Бунин, вспоминая о процессе творчества, писал: «Какая мука, какое невероятное страдание - литературное искусство!» Согласны ли вы с мастером слова? Легко  ли  вам  писать  сочинения?  Что больше всего вызывает затруднение?  (ответы обучающихся)

- Сегодня у нас урок развития речи. Будем тренировать умение создавать собственные высказывания. Прочитайте поэтические строки Н. Заболоцкого, предположите, о чём  пойдёт речь на уроке (о русском пейзаже).

В  очарованье  русского  пейзажа
Есть  подлинная  прелесть,  но  она
Открыта  не  для  каждого  и  даже
Не  каждому  художнику  видна.

             Н. Заболоцкий

- Вместе с  нами на уроке  два  художника – Исаак Ильич Левитан  и  Иван Алексеевич Бунин (обратить внимание обучающихся на репродукцию картины  И.И. Левитана  «Весна. Большая вода»). Что  вам  известно  об  этих талантливых мастерах? (И.И. Левитан – художник, рисовал русскую природу, И.А. Бунин – писатель и поэт, в своих произведениях также писал о русской природе).

-  Какие строки  стихотворения  могли  бы  стать темой  нашего урока?  («Очарованье русского пейзажа»).

- Что вы обычно делаете на уроках развития речи? (пишем сочинения, изложения, анализируем тексты...). Какова цель урока? (цель нашего урока – подготовиться к сочинению-описанию картины  И.И. Левитана  «Весна. Большая вода»).

- Достичь цели вам  помогут средства  двух  учебных  предметов -  русского языка и литературы. На уроке вам  нужны  будут   учебники  русского  языка  и  литературы, приложение к учебнику  русского  языка. Готовы? Откройте тетради, запишите число, тему урока: «Очарованье русского пейзажа». Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода».

  1. Составление плана работы на уроке (алгоритма работы над сочинением по картине).

- На последнем  уроке  литературы  вы  познакомились с «Автобиографическими заметками» И.А. Бунина. Вспомните, что говорил о творчестве писатель. (Главное для И.А. Бунина – найти звук.) 

- Ивану Алексеевичу для того, чтобы писать, нужна была особая атмосфера – тишина, покой деревни, работа мысли. А вам что нужно для того, чтобы точно, выразительно, интересно описать картину? Какие действия (шаги) необходимо выполнить? (обучающиеся вместе с учителем составляют  план  работы  над  картиной: рассмотреть картину, провести словарную работу (вспомнить, уточнить значение некоторых терминов), составить план сочинения, собрать рабочие материалы для сочинения.)

  1. Словарная работа (уточнение понятий, терминов).
  • Для работы на уроке нам потребуются  слова-термины. Уточните их значение. (Работа с толковым словарём С.И. Ожегова, учебными словариками из Приложения к учебнику С.И. Львова (часть III).

Жанр – вид художественного произведения. Например, в литературе: сказка,  рассказ, повесть, -  в живописи: портрет, натюрморт,  пейзаж.

Колорит – общая эстетическая оценка цветовых качеств картины (цветовые элементы, их взаимосвязь, согласованность цветов и оттенков).

Композиция – построение художественного произведения, взаимосвязь его отдельных элементов, от которых зависит их смысл.

Описание – вид повествования, в котором изображается картина (портрет героя, пейзаж, вид комнаты).

Пейзаж – изображение природы, жанр изобразительного искусства, а также отдельное его произведение, в котором изображается природа, города, сёла и т.п.

Планы произведения живописи – части изображения, находящиеся в различной отдалённости от зрителя. Обычно различают первый (передний) и задний (дальний) планы. Количество  планов может быть большое, тогда говорят о первом, втором, третьем планах.

Палитра – перечень красок, которыми  пользуется художник, или  набор цветов, характерных для картины.

  1.  Составление плана сочинения.

- Дальше я предлагаю вам поработать в группах. Каковы правила работы в группах?  (Когда один говорит, другие слушают; каждый работает на общий результат, …). 

-  Задание  для  групп  одно:  составьте план  будущего сочинения.

    (Спустя  3-4 минуты  заслушивается  план  одной  группы, участники других групп включаются в обсуждение, вносят коррективы).

  1. Устное  описание  картины по составленному плану.
  • Обратимся к картине. Какое время года на ней изображено? Какой именно момент весны? Объясните. (Апрель: снег растаял, река разлилась, затопила окрестности).
  • Какую палитру использует художник? (Голубой, жёлтый, коричневый, зелёный цвета).
  • Какие  чувства  охватывают вас при взгляде на картину? (Светлые, добрые – в ожидании тёплых майских дней, но и грусть  -  холодные краски неба, одиноко стоящая лодка.).
  • Полотна И.И. Левитана часто вызывают тоскливые чувства, печаль, ощущение одиночества. Сам художник так говорил об этом: «Эта тоска во мне, она внутри меня, но … она разлита в природе… Я бы хотел выразить грусть, безысходность, умиротворённость» .
  • Посмотрите видеоролик. Глядя на картины И.И. Левитана, слушая прекрасную музыку С. Рахманинова,  попробуйте  уловить  настроение художника.
  1.  Анализ стихотворения  И.А. Бунина «Догорел апрельский светлый вечер».
  • Настроение  можно  передать  разными  способами. Как это делает художник? (С помощью палитры, композиции). А как сделал  бы  это  поэт?
  • Послушайте стихотворение И.А. Бунина «Догорел апрельский светлый вечер».
  • Похожа ли картина, нарисованная И.А. Буниным, на апрельский пейзаж И.И. Левитана? (И да, и  нет. Тоже описание природы, время года – весна. Но поменялось освещение: вечер сменяется ночью.)
  • Какие светила названы в стихотворении? (Звёзды, ямы светят тихою водой).
  • Какую картину вы  представили, слушая стихотворение? (Светлый вечер, звёздная ночь, шум воды, крики журавлей, грачей).
  • Природа у И.А. Бунина звучит, сияет разноцветными красками, дышит. Какими изобразительно-выразительными средствами удаётся поэту достичь этого?
  • Эпитеты: светлый вечер, таинственно заглох, тихая вода, осторожная гурьба, зазеленевшая роща, чутко внемлет, зорко смотрит, тёмные поля.
  • Метафоры: апрельский вечер догорел, ямы светят тихою водой, тянутся гурьбой.
  • Олицетворения: спят грачи, журавли, друг друга окликая, весна ждёт зари, дыханье затая, зорко смотрит весна.
  • Сделайте вывод: для чего  И.А. Бунин  использует в стихотворении  тропы? (чтобы передать неповторимость апрельской ночи; и природа, и человек проснулись от зимнего оцепенения  и  устремляются  в  бурный  поток жизни – весну).
  • Для того чтобы  ваше  сочинение  было  ярким, интересным, запоминающимся, необходимо использовать  все  богатства  русского  языка.
  1. Составление  рабочих  материалов для сочинения.
  • Я  вам  предлагаю  поработать  с  различными  источниками информации и собрать рабочие материалы  для  вашего сочинения. У вас есть  словарик  эпитетов, материалы  упр. 509, 508 (С.16), 721 (С.107). Для  этого используйте  заготовки: таблицу  или  схему.
  • Образец  заполнения таблицы:

План

Рабочие  материалы (заполняют обучающиеся)

  1. Исаак  Ильич Левитан – замечательный  русский художник-пейзажист.

 

 

 

 

 

И.И. Левитан – талантливый  художник. Певец красоты русской природы. Мастер «пейзажа  настроения».  Наиболее известные картины: «Март», «Вечерний звон», «Золотая осень», «Владимирка», «Над вечным покоем».

  1. Описание картины «Весна. Большая вода».

 

  1. Весна в изображении художника.

 

 

  1. Особенности композиции  картины.

 

 

  1. Палитра картины.

 

Одна из самых тонких, лирических картин И.И. Левитана.

Земля пробуждается от зимней спячки. Снег только что растал...

На первом плане, разлившаяся река, старая лодка...

 

На втором плане...

 

 

Колорит картины,  оттенки трёх цветов: ...

  1. Мои впечатления от картины.

 

 

Когда я смотрю на картину, я чувствую …

 

- Схема дополняется эпитетами, выписанными из словарика эпитетов:

 

                                                                       …

             - Выборочное  ознакомление с   материалами обучающихся.

  1. Подведение итогов урока.
  • Подведём итоги урока. Вспомните, какую цель мы ставили на уроке? Как вы считаете, достигли  вы  её в процессе урока?
  • Откройте  листы рефлексии.  Учитель  называет  этапы  урока. Ученики ставят  знак  «+»  или «?» в  колонку с указанием этапа урока  в зависимости от его собственных результатов работы на уроке. Если  ему всё было понятно, он полноценно участвовал  в  диалоге «ученик-учитель», «ученик-ученик»,  у него не было затруднений в работе с разными источниками информации, он смог представить необходимую для написания сочинения информацию в  таблице, схеме и т.п., он ставит в соответствующую графу знак «+». Если  ученик испытывал затруднение, он ставит в соответствующую графу знак «?» (к  этим заданиям (этапам урока) необходимо возвращаться  на уроках коррекции  или  в индивидуальной работе с обучающимся).

 

  • Домашнее задание:  написать  сочинение-описание. 
Категория: Мои статьи | Добавил: Гимназия5 (24.04.2014)
Просмотров: 1266 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Сообщение
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Родителям
Ссылки
Министерство просвещения России Министерство образования Республики Башкортостан Институт развития образования Республики Башкортостан Отдел образования г. Стерлитамак Электронное образование ГТО Всероссийское движение школьников

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz