«Очарованье русского пейзажа» (подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода»), 7 класс
Автор-составитель: Николаева Оксана Флорисовна, учитель русского языка и литературы Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №5» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
УМК, на основе которых строится урок:
- Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3ч.: учеб. для общеобразоват. учреждений. В трёх частях. – М: Мнемозина, 2009
- Меркин Г.С. Литература. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: ООО «ТИД «Русское слово –РС», 2009.
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков.
Цели урока:
1) формирование предметных результатов: тренировать умение составлять план сочинения, совершенствовать умение описывать произведение живописи; развивать навыки анализа художественного текста, совершенствовать умение определять изобразительно-выразительную роль языковых средств в художественном тексте;
2) формирование метапредметных результатов - познавательные УУД (формировать умение работать с разными источниками информации, представлять информацию с помощью разных графических организаторов, составлять собственный связный текст, выражать своё отношение к произведению искусства); коммуникативные УУД (умение работать в группе на общий результат); регулятивные УУД (умение планировать свою работу, ставить цели, корректировать текст собственного сочинения); личностные УУД (осознание красоты русской природы, ценности произведений русской живописи и литературы).
Оборудование: II и III (приложение) части учебника русского языка С.И. Львовой, В.В. Львова, Литература: учебник-хрестоматия под ред. Г.С. Меркина; толковый словарь русского языка С.И. Ожегова; репродукция картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода», раздаточный материал; презентация Power Point с репродукциями картин И.И. Левитана, видеоролик.
План-конспект урока
- Мотивационное начало. Постановка цели урока. (На доске репродукция картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода»).
- Добрый день, ребята! Иван Алексеевич Бунин, вспоминая о процессе творчества, писал: «Какая мука, какое невероятное страдание - литературное искусство!» Согласны ли вы с мастером слова? Легко ли вам писать сочинения? Что больше всего вызывает затруднение? (ответы обучающихся)
- Сегодня у нас урок развития речи. Будем тренировать умение создавать собственные высказывания. Прочитайте поэтические строки Н. Заболоцкого, предположите, о чём пойдёт речь на уроке (о русском пейзаже).
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная прелесть, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
Н. Заболоцкий
- Вместе с нами на уроке два художника – Исаак Ильич Левитан и Иван Алексеевич Бунин (обратить внимание обучающихся на репродукцию картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода»). Что вам известно об этих талантливых мастерах? (И.И. Левитан – художник, рисовал русскую природу, И.А. Бунин – писатель и поэт, в своих произведениях также писал о русской природе).
- Какие строки стихотворения могли бы стать темой нашего урока? («Очарованье русского пейзажа»).
- Что вы обычно делаете на уроках развития речи? (пишем сочинения, изложения, анализируем тексты...). Какова цель урока? (цель нашего урока – подготовиться к сочинению-описанию картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода»).
- Достичь цели вам помогут средства двух учебных предметов - русского языка и литературы. На уроке вам нужны будут учебники русского языка и литературы, приложение к учебнику русского языка. Готовы? Откройте тетради, запишите число, тему урока: «Очарованье русского пейзажа». Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода».
- Составление плана работы на уроке (алгоритма работы над сочинением по картине).
- На последнем уроке литературы вы познакомились с «Автобиографическими заметками» И.А. Бунина. Вспомните, что говорил о творчестве писатель. (Главное для И.А. Бунина – найти звук.)
- Ивану Алексеевичу для того, чтобы писать, нужна была особая атмосфера – тишина, покой деревни, работа мысли. А вам что нужно для того, чтобы точно, выразительно, интересно описать картину? Какие действия (шаги) необходимо выполнить? (обучающиеся вместе с учителем составляют план работы над картиной: рассмотреть картину, провести словарную работу (вспомнить, уточнить значение некоторых терминов), составить план сочинения, собрать рабочие материалы для сочинения.)
- Словарная работа (уточнение понятий, терминов).
- Для работы на уроке нам потребуются слова-термины. Уточните их значение. (Работа с толковым словарём С.И. Ожегова, учебными словариками из Приложения к учебнику С.И. Львова (часть III).
Жанр – вид художественного произведения. Например, в литературе: сказка, рассказ, повесть, - в живописи: портрет, натюрморт, пейзаж.
Колорит – общая эстетическая оценка цветовых качеств картины (цветовые элементы, их взаимосвязь, согласованность цветов и оттенков).
Композиция – построение художественного произведения, взаимосвязь его отдельных элементов, от которых зависит их смысл.
Описание – вид повествования, в котором изображается картина (портрет героя, пейзаж, вид комнаты).
Пейзаж – изображение природы, жанр изобразительного искусства, а также отдельное его произведение, в котором изображается природа, города, сёла и т.п.
Планы произведения живописи – части изображения, находящиеся в различной отдалённости от зрителя. Обычно различают первый (передний) и задний (дальний) планы. Количество планов может быть большое, тогда говорят о первом, втором, третьем планах.
Палитра – перечень красок, которыми пользуется художник, или набор цветов, характерных для картины.
- Составление плана сочинения.
- Дальше я предлагаю вам поработать в группах. Каковы правила работы в группах? (Когда один говорит, другие слушают; каждый работает на общий результат, …).
- Задание для групп одно: составьте план будущего сочинения.
(Спустя 3-4 минуты заслушивается план одной группы, участники других групп включаются в обсуждение, вносят коррективы).
- Устное описание картины по составленному плану.
- Обратимся к картине. Какое время года на ней изображено? Какой именно момент весны? Объясните. (Апрель: снег растаял, река разлилась, затопила окрестности).
- Какую палитру использует художник? (Голубой, жёлтый, коричневый, зелёный цвета).
- Какие чувства охватывают вас при взгляде на картину? (Светлые, добрые – в ожидании тёплых майских дней, но и грусть - холодные краски неба, одиноко стоящая лодка.).
- Полотна И.И. Левитана часто вызывают тоскливые чувства, печаль, ощущение одиночества. Сам художник так говорил об этом: «Эта тоска во мне, она внутри меня, но … она разлита в природе… Я бы хотел выразить грусть, безысходность, умиротворённость» .
- Посмотрите видеоролик. Глядя на картины И.И. Левитана, слушая прекрасную музыку С. Рахманинова, попробуйте уловить настроение художника.
- Анализ стихотворения И.А. Бунина «Догорел апрельский светлый вечер».
- Настроение можно передать разными способами. Как это делает художник? (С помощью палитры, композиции). А как сделал бы это поэт?
- Послушайте стихотворение И.А. Бунина «Догорел апрельский светлый вечер».
- Похожа ли картина, нарисованная И.А. Буниным, на апрельский пейзаж И.И. Левитана? (И да, и нет. Тоже описание природы, время года – весна. Но поменялось освещение: вечер сменяется ночью.)
- Какие светила названы в стихотворении? (Звёзды, ямы светят тихою водой).
- Какую картину вы представили, слушая стихотворение? (Светлый вечер, звёздная ночь, шум воды, крики журавлей, грачей).
- Природа у И.А. Бунина звучит, сияет разноцветными красками, дышит. Какими изобразительно-выразительными средствами удаётся поэту достичь этого?
- Эпитеты: светлый вечер, таинственно заглох, тихая вода, осторожная гурьба, зазеленевшая роща, чутко внемлет, зорко смотрит, тёмные поля.
- Метафоры: апрельский вечер догорел, ямы светят тихою водой, тянутся гурьбой.
- Олицетворения: спят грачи, журавли, друг друга окликая, весна ждёт зари, дыханье затая, зорко смотрит весна.
- Сделайте вывод: для чего И.А. Бунин использует в стихотворении тропы? (чтобы передать неповторимость апрельской ночи; и природа, и человек проснулись от зимнего оцепенения и устремляются в бурный поток жизни – весну).
- Для того чтобы ваше сочинение было ярким, интересным, запоминающимся, необходимо использовать все богатства русского языка.
- Составление рабочих материалов для сочинения.
- Я вам предлагаю поработать с различными источниками информации и собрать рабочие материалы для вашего сочинения. У вас есть словарик эпитетов, материалы упр. 509, 508 (С.16), 721 (С.107). Для этого используйте заготовки: таблицу или схему.
- Образец заполнения таблицы:
План
|
Рабочие материалы (заполняют обучающиеся)
|
- Исаак Ильич Левитан – замечательный русский художник-пейзажист.
|
И.И. Левитан – талантливый художник. Певец красоты русской природы. Мастер «пейзажа настроения». Наиболее известные картины: «Март», «Вечерний звон», «Золотая осень», «Владимирка», «Над вечным покоем».
|
- Описание картины «Весна. Большая вода».
- Весна в изображении художника.
- Особенности композиции картины.
- Палитра картины.
|
Одна из самых тонких, лирических картин И.И. Левитана.
Земля пробуждается от зимней спячки. Снег только что растал...
|
На первом плане, разлившаяся река, старая лодка...
На втором плане...
|
Колорит картины, оттенки трёх цветов: ...
|
- Мои впечатления от картины.
|
Когда я смотрю на картину, я чувствую …
|
- Схема дополняется эпитетами, выписанными из словарика эпитетов:
…
- Выборочное ознакомление с материалами обучающихся.
- Подведение итогов урока.
- Подведём итоги урока. Вспомните, какую цель мы ставили на уроке? Как вы считаете, достигли вы её в процессе урока?
- Откройте листы рефлексии. Учитель называет этапы урока. Ученики ставят знак «+» или «?» в колонку с указанием этапа урока в зависимости от его собственных результатов работы на уроке. Если ему всё было понятно, он полноценно участвовал в диалоге «ученик-учитель», «ученик-ученик», у него не было затруднений в работе с разными источниками информации, он смог представить необходимую для написания сочинения информацию в таблице, схеме и т.п., он ставит в соответствующую графу знак «+». Если ученик испытывал затруднение, он ставит в соответствующую графу знак «?» (к этим заданиям (этапам урока) необходимо возвращаться на уроках коррекции или в индивидуальной работе с обучающимся).
- Домашнее задание: написать сочинение-описание.
|