Тема урока «Обособленные обстоятельства», 8 класс
Автор-составитель: Захарова Наталья Сергеевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия №5» городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан
Цели урока:
1. Организовать деятельность учащихся по усвоению знаний об обособленных обстоятельствах.
2. Формировать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.
3. Развивать речевые навыки грамотного употребления обособленных обстоятельств в различных синтаксических конструкциях.
4. Подготовка к ГИА.
Оборудование:
- интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация PowerPoint , видеоролик «Весна»(Приложение), рабочие листы для учащихся,, раздаточный материал, учебник Бунеева «Русский язык. 8 класс
Ход урока
- Организационный момент
Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости . Поздоровайтесь с ними. Садитесь
Учитель
Апрельской акварелью
Раскрашены леса,
Ручьи, берёзы, ели
И птичьи голоса.
Апрельской карамелькой
Хрустит угрюмый снег,
И верба распушилась
Вдоль оживлённых рек.
И облака роятся -
Прозрачны и легки.
И тенькает синица
Апрельские стихи. (Е. Филиппова)
Учитель: Я желаю вам весеннего настроения .Пожелайте мысленно себе и одноклассникам удачи. Приступим к работе.
II Дидактическая задача (актуализация опорных знаний и умений; формирование познавательных мотивов).
А) Разминка Игра «Третье лишнее».
- Берега, окружающие озеро, густо поросли камышом.
- Отражаясь, берёзы ломались в пруду.
- Холодный ветер, резкий и упорный, дул с моря.
- Что общего в данных предложениях?
-Какое из них является лишним? Почему?
Б) Фронтальный опрос.
-- Расскажите об общем значении деепричастия?
- В чём особенности этой части речи?
- Что такое деепричастный оборот?
- Какую синтаксическую роль выполняет деепричастие?
Продолжая работу над деепричастием, обратимся к тексту.
В) Анализ текста
Слайд
Звуки весны
Чудесно наступает предутренний час в лесу. Кажется, невидимый дирижер поднял волшебную палочку и по его знаку начинается прекрасная симфония утра. Подчиняясь палочке невидимого дирижера, одна за другою гаснут над лесом звезды. Нарастая и замирая в макушках деревьев, над головами охотников проносится предрассветный ветер. Как бы включаясь в музыку утра, слышится пение первой проснувшейся птички.
(Соколов-Микитов Иван Сергеевич)
-Можно ли данный отрывок назвать текстом? Докажите.
- Озаглавьте текст
- Найдите в тексте предложения с деепричастными оборотами. Выпишите их. - Выделите их графически. (Работа в тетрадях).
- Объясните постановку знаков препинания.
Можно ли деепричастный оборот назвать обособленным смысловым отрезком?
-Как вы думаете, с какой целью автор использует в тексте обособленные обстоятельства?
III. Формулировка темы урока.
- Сформулируйте тему урока.
- Какие цели вы поставите перед собой на уроке? (Ознакомиться с обособленными обстоятельствами, совершенствовать пунктуационную грамотность, определить роль обособленных обстоятельств в тексте, готовиться к ГИА )
Разбор предложений у доски (Объяснение нового материала)
А). Запишите предложения, расставьте знаки препинания.
1.Трудную задачу он решил шутя. (наречие)
2. Шутя с братом, он строил ему рожицы. ( обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).
3. Он работал засучив рукава. (фразеологический оборот)
- Когда деепричастия и деепричастные обороты не обособляются?
Б)-Откройте учебники на стр. 252. Какие пункты правила можно проиллюстрировать данными предложениями?
III. Закрепление изученного.
А). Тема «Обособленные обстоятельства» введена в задание В4 ГИА по русскому языку. Обратимся к этим заданиям. Решите тестовые задания. Ответы запишите в тетрадь.
1. В 4. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным нераспространённым обстоятельством.
(1) Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. (2) Но если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать. (3) В этом, очевидно, и заключается тайна так называемого подтекста.
2. В 4. Среди предложений 5-7 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
. (5)По сигналу мы разбежались. (6)Я хорошо знал местность и сразу кинулся в заросший лопухами проход между глухой стеной двухэтажного дома и высоким сараем, из-под крашеной крыши которого торчала толстая жердь. (7)Я взобрался на крышу по рассохшимся от старости брёвнам, ухватился за жердь и повис, ожидая рыцарей чужой армии
3. В 4. Среди предложений 23-27 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(23)Укрывшись с головой одеялом, Сережка прислушивался к разговору родителей.
- (24)Как ты думаешь, куда он мог деться?
- (25)Ну что я могу думать, - усмехнулся отец. – (26)Может, пошел кот погулять, вот и все. (27)А может, украл кто.
4. В 4. Среди предложений 48-51 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(48) Те несколько минут, которые пришлось прождать в передней, были слишком коротки, чтобы я успела удрать, да и перед нянькой было неловко. (49) Помню, мимо меня прошла полная барышня, что-то напевая. (50) Это меня окончательно смутило. (51) Идёт так просто, да ещё напевает и не боится.
5. В 4. Среди предложений 6-10 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(6) Я посмел писать «вечным пером», а это было строго-настрого запрещено. (7) Потому что авторучки портят почерк. (8) «Вечные перья» тогда были редкостью и стоили дорого. (9) Но я добыл его себе сам, изготовив из обломков трех или четырех сломанных. (10) Правда, иногда с пера соскакивали огромные кляксы, но зато не надо было макать в чернильницу.
Б). Взаимопроверка.(по слайду)
Ответы:
1 вариант – 1
2 вариант – 7
3 вариант – 23
4 вариант - 49
5 вариант – 9
В) Многие поэты и писатели используют в своих произведениях конструкции с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.
Обратимся к отрывку из поэтического текста английского поэта-романтика Р. Саути «Лодорский водопад» (1774 - 1843)
Взметаясь и пенясь, ликуя , гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре,-
Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!
( Р.Саути Лодорский водопад)
Учащимся можно предложить закрыть глаза в то время, когда учитель читает стихотворение (Слайд с текстом и звуковым файлом)
- что представили себе после прослушанного стихотворения?
-в чём особенность данного стихотворения?
Что передаёт автор с помощью деепричастий?
-(с помощью одиночных деепричастий автор передаёт чёткую, выразительную образную картину неукротимой стихии).
Графические средства выразительности: стихотворение записано в виде пирамиды, чтобы подчеркнуть сходство с потоком воды; звукопись помогает услышать нам низвержение водопада.
Преобладают следующие звуки: шипящие <шипя, шурша, морщинясь, дрожа>, свистящие <сплетаясь, звеня, взметаясь и т. д. >, сочетания звуков [рч] , [взд] , [бр] , [рк] , [кр] , [др] <дрожа, вздуваясь, вздымаясь, крутясь, бросаясь>.
Деепричастия, которые обозначают добавочные действия по:
а) слуховым впечатлениям (журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, шумя, воркуя, гремя) ;
б) зрительным впечатлениям (пенясь, блистая, мелькая, меняясь) ;
в) движению (струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, вздуваясь, скользя, делясь, встречаясь, летя, дробясь, сплетаясь) ;
г) аналогии с человеческими качествами (ворча, резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играя, шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа, ликуя.
Вывод. Деепричастия делают стихотворение образным, выразительным, эмоциональным, помогают ярко и зримо передать это восхитительное явление.
Г) Посмотрите видеоролик..
-Если бы вам предложили написать сочинение, какие темы вы бы предложили? Запишите их в тетради.
-Составьте предложения на данные темы с обособленными обстоятельствами. Запишите их в тетради
IV. Подведение итогов урока.
-Что узнали нового на уроке?
-Что показалось вам наиболее интересным на уроке?
- Какой вывод мы можем сделать, изучив данную тему?
Объяснение домашнего задания.
1.Напишите сочинение - миниатюру на одну из предложенных тем, используя предложения с обособленными обстоятельствами.
2.Выписать из художественной литературы 7-8 предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями, наречиями и фразеологическими оборотами.
Оценивание работы на уроке учителем .
Приложение
Чудесно наступает предутренний час в лесу. Кажется, невидимый дирижер поднял волшебную палочку и по его знаку начинается прекрасная симфония утра. Подчиняясь палочке невидимого дирижера, одна за другою гаснут над лесом звезды. Нарастая и замирая в макушках деревьев, над головами охотников проносится предрассветный ветер. Как бы включаясь в музыку утра, слышится пение первой проснувшейся птички.
(Соколов-Микитов Иван Сергеевич)
|