Четверг, 28.03.2024, 15:30
Приветствую Вас Гость | RSS

МАОУ "Гимназия №5" города Стерлитамака

Телефон доверия
Телефон доверия
Учебный процесс
Службы гимназии
Опросы РБ
Опрос
Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Урок русского языка в 8 классе

Тема урока «Обособленные обстоятельства»,  8 класс

Автор-составитель: Захарова Наталья Сергеевна,  учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия №5» городского округа   г. Стерлитамак Республики Башкортостан

Цели урока:

1. Организовать деятельность учащихся по усвоению знаний об обособленных обстоятельствах.

2. Формировать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.

  3. Развивать речевые навыки грамотного употребления обособленных обстоятельств в различных синтаксических конструкциях.

 4. Подготовка к ГИА.

Оборудование:

- интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация PowerPoint , видеоролик «Весна»(Приложение), рабочие листы для учащихся,, раздаточный материал, учебник Бунеева «Русский язык. 8 класс

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости . Поздоровайтесь с ними. Садитесь

Учитель

Апрельской акварелью

Раскрашены леса,

Ручьи, берёзы, ели

И птичьи голоса.

Апрельской карамелькой

Хрустит угрюмый снег,

И верба распушилась

Вдоль оживлённых рек.

И облака роятся -

Прозрачны и легки.

И тенькает синица

Апрельские стихи. (Е. Филиппова)

Учитель: Я желаю вам весеннего настроения .Пожелайте мысленно себе и одноклассникам удачи. Приступим к работе.

II Дидактическая задача (актуализация опорных знаний и умений; формирование познавательных мотивов).

А) Разминка Игра «Третье лишнее».

  1. Берега, окружающие озеро, густо поросли камышом.
  2. Отражаясь, берёзы ломались в пруду.
  3. Холодный ветер, резкий и упорный, дул с моря.
  4. Что общего в данных предложениях?

-Какое из них является лишним? Почему?

Б) Фронтальный опрос.

-- Расскажите об общем значении  деепричастия?

- В чём особенности этой части речи?

- Что такое деепричастный  оборот?

- Какую синтаксическую роль выполняет деепричастие?

Продолжая работу над деепричастием, обратимся к тексту.

В) Анализ текста

Слайд

Звуки весны

Чудесно наступает предутренний час в лесу. Кажется, невидимый дирижер поднял волшебную палочку и по его знаку начинается прекрасная симфония утра. Подчиняясь палочке невидимого дирижера, одна за другою гаснут над лесом звезды. Нарастая и замирая в макушках деревьев, над головами охотников проносится предрассветный ветер. Как бы включаясь в музыку утра, слышится пение первой проснувшейся птички.

 (Соколов-Микитов Иван Сергеевич)

-Можно ли данный отрывок назвать текстом? Докажите.

-  Озаглавьте текст

- Найдите в тексте предложения с деепричастными оборотами.  Выпишите их.  -  Выделите их графически. (Работа в тетрадях).

- Объясните постановку знаков препинания.

Можно ли деепричастный оборот назвать обособленным смысловым отрезком?

-Как вы думаете, с какой целью автор использует в тексте обособленные обстоятельства?

III. Формулировка темы урока.

- Сформулируйте тему урока.

- Какие цели вы поставите перед собой на уроке? (Ознакомиться с обособленными обстоятельствами, совершенствовать пунктуационную грамотность, определить роль обособленных обстоятельств в тексте, готовиться к ГИА )

 Разбор предложений у доски (Объяснение нового материала)

А). Запишите предложения, расставьте знаки препинания.

1.Трудную задачу он решил шутя. (наречие)

2. Шутя с братом, он строил ему рожицы. ( обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).

3. Он работал засучив рукава. (фразеологический оборот)

- Когда деепричастия и деепричастные обороты не обособляются?

Б)-Откройте учебники на стр. 252. Какие пункты правила можно проиллюстрировать данными предложениями?

III. Закрепление изученного.

А). Тема «Обособленные обстоятельства» введена в задание В4 ГИА по русскому языку. Обратимся к этим заданиям. Решите тестовые задания. Ответы запишите в тетрадь.

1. В 4. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным нераспространённым обстоятельством.

(1) Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. (2) Но если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать. (3) В этом, очевидно, и заключается тайна так называемого подтекста.

2. В 4. Среди предложений 5-7 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

. (5)По сигналу мы разбежались. (6)Я хорошо знал местность и сразу кинулся в заросший лопухами проход между глухой стеной двухэтажного дома и высоким сараем, из-под крашеной крыши которого торчала толстая жердь. (7)Я взобрался на крышу по рассохшимся от старости брёвнам, ухватился за жердь и повис, ожидая рыцарей чужой армии

3. В 4. Среди предложений 23-27 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

 (23)Укрывшись с головой одеялом, Сережка прислушивался к разговору родителей.

- (24)Как ты думаешь, куда он мог деться?

- (25)Ну что  я могу думать, - усмехнулся отец. – (26)Может, пошел кот погулять, вот и все. (27)А может, украл кто.

4. В 4. Среди предложений 48-51 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

(48) Те несколько минут, которые пришлось прождать в передней, были слишком коротки, чтобы я успела удрать, да и перед нянькой было неловко. (49) Помню, мимо меня прошла полная барышня, что-то напевая. (50) Это меня окончательно смутило. (51) Идёт так просто, да ещё напевает и не боится.

5. В 4. Среди предложений 6-10 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

 (6) Я посмел писать «вечным пером», а это было строго-настрого запрещено. (7) Потому что авторучки портят почерк. (8) «Вечные перья» тогда были редкостью и стоили дорого. (9) Но я добыл его себе сам, изготовив из обломков трех или четырех сломанных. (10) Правда, иногда с пера соскакивали огромные кляксы, но зато не надо было макать в чернильницу.

Б). Взаимопроверка.(по слайду)

Ответы:

1 вариант –  1

2 вариант –  7

3 вариант – 23

4 вариант - 49

5 вариант – 9

В) Многие поэты и писатели используют в своих произведениях конструкции с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.

Обратимся к отрывку из поэтического текста английского поэта-романтика Р. Саути «Лодорский водопад» (1774 - 1843)

Взметаясь и пенясь, ликуя , гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре,-

Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!

( Р.Саути Лодорский водопад)

Учащимся можно предложить закрыть глаза в то время, когда учитель читает стихотворение (Слайд  с текстом и звуковым файлом)

- что представили себе после прослушанного стихотворения?

-в чём особенность данного стихотворения?

Что передаёт автор с помощью деепричастий?

-(с помощью одиночных деепричастий автор передаёт чёткую, выразительную образную картину неукротимой стихии).

Графические средства выразительности: стихотворение записано в виде пирамиды, чтобы подчеркнуть сходство с потоком воды; звукопись помогает услышать нам низвержение водопада.

Преобладают следующие звуки: шипящие <шипя, шурша, морщинясь, дрожа>, свистящие <сплетаясь, звеня, взметаясь и т. д. >, сочетания звуков [рч] , [взд] , [бр] , [рк] , [кр] , [др] <дрожа, вздуваясь, вздымаясь, крутясь, бросаясь>.

Деепричастия, которые обозначают добавочные действия по:

а) слуховым впечатлениям (журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, шумя, воркуя, гремя) ;

б) зрительным впечатлениям (пенясь, блистая, мелькая, меняясь) ;

в) движению (струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, вздуваясь, скользя, делясь, встречаясь, летя, дробясь, сплетаясь) ;

г) аналогии с человеческими качествами (ворча, резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играя, шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа, ликуя.

Вывод. Деепричастия делают стихотворение образным, выразительным, эмоциональным, помогают ярко и зримо передать это восхитительное явление.

Г) Посмотрите видеоролик..

-Если бы вам предложили написать сочинение, какие темы вы бы предложили? Запишите их в тетради.

-Составьте предложения на данные темы с обособленными обстоятельствами. Запишите их в тетради

IV. Подведение итогов урока.

-Что узнали нового на уроке?

-Что показалось вам наиболее интересным на уроке?

- Какой вывод мы можем сделать, изучив данную тему?

 

Объяснение домашнего задания.

1.Напишите сочинение - миниатюру на одну из предложенных тем, используя предложения с обособленными обстоятельствами. 

2.Выписать из художественной литературы 7-8 предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями, наречиями и фразеологическими оборотами.

 

Оценивание работы на уроке учителем .

 

 

                                                     Приложение

Чудесно наступает предутренний час в лесу. Кажется, невидимый дирижер поднял волшебную палочку и по его знаку начинается прекрасная симфония утра. Подчиняясь палочке невидимого дирижера, одна за другою гаснут над лесом звезды. Нарастая и замирая в макушках деревьев, над головами охотников проносится предрассветный ветер. Как бы включаясь в музыку утра, слышится пение первой проснувшейся птички.

                                                          (Соколов-Микитов Иван Сергеевич)

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Гимназия5 (24.04.2014)
Просмотров: 1688 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Сообщение
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Родителям
Ссылки
Министерство просвещения России Министерство образования Республики Башкортостан Институт развития образования Республики Башкортостан Отдел образования г. Стерлитамак Электронное образование ГТО Всероссийское движение школьников

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz