Пятница, 26.04.2024, 12:20
Приветствую Вас Гость | RSS

МАОУ "Гимназия №5" города Стерлитамака

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Форум » Test category » I интернет-педсовет » "Духовно-нравственное воспитание" (Введение в проблему педсовета. Цели, задачи.)
"Духовно-нравственное воспитание"
Гимназия5Дата: Четверг, 17.02.2011, 16:18 | Сообщение # 1
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 55
Награды: 1
Репутация: 1
Статус: Offline
[b]Тема педсовета - "Духовно-нравственное воспитание как необходимое условие успешной социализации школьников" - актуальна для современной школы вообще и для гимназии в частности. Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. Сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок тех или иных фактов, процессов, явлений. Это привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов. Размытость понятий «долг», «честь», «духовность», «патриотизм» вносит свой негативный вклад в морально-психологическое состояние школьников. Современная образовательная политика ориентирует педагогическое сообщество на разработку программ, технологий воспитания и социализации школьников. Новые стандарты образования дают обоснование общенационального педагогического идеала, систему требований к задачам, условиям и результатам воспитания школьников, к структуре и содержанию программ воспитания и социализации учащихся общеобразовательной школы, а также систему базовых общенациональных ценностей, на основе которых могут быть выстроены программы воспитания и социализации обучающихся. [b]Мы приглашаем Вас обсудить актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания и социализации гимназистов, определить ключевые положения программы духовно-нравственного воспитания гимназистов.
 
rusalochka71Дата: Понедельник, 21.02.2011, 18:24 | Сообщение # 2
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 36
Награды: 0
Репутация: -1
Статус: Offline
* 1 rusalochka71 (18.02.2011 17:26)
Здравствуйте, уважаемые коллеги, позвольте начать свое сообщение с красивых слов:

Друзья мои!
Внушайте людям веру!
И чаще говорите “Добрый день”,
И следуйте хорошему примеру!
Продляйте добрым словом
Жизнь людей!

В. Боков.

Программа развития образования в России ставит перед собой задачу становления духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях. Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это естественная потребность человека, призванная в этот мир.

 
МенеджерДата: Четверг, 24.02.2011, 10:13 | Сообщение # 3
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Образование – это неразрывное единство обучения и воспитания. Задача системы образования сегодня – не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом будет зависеть будущее общества.

Добавлено (24.02.2011, 10:12)
---------------------------------------------
Прежде всего, духовная личность – результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения. Духовный человек – это гражданин и патриот с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, умеющий трудиться и адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Добрый и отзывчивый, уважительно относящийся к детству, к старости, к ценностям здоровой и полноценной семьи, ведущий здоровый образ жизни, нравственно состоятельный, эстетически просвещенный. Это человек со здоровым чувством национальной гордости и развитым национальным сознанием.
Становление личности всегда предполагает восприятие той или иной системы ценностей, определённых нравственно-этических принципов. Школьный возраст – время, когда закладываются основы духовной личности. Со времён К. Ушинского школа является местом, где ребёнок не только учится читать, писать, считать и рассуждать, но и приобретает нравственно-этические устои. Воспитать ребёнка в соответствии с нормами нравственности, а также приобщить к добру его разум и душу – задача не из лёгких. Искажённые духовно-нравственные ориентиры в обществе, пропаганда насилия, эротики, алчности в средствах массовой информации, тяжёлые социальные условия, разрушение семейного уклада тяжёлым грузом ложатся на детские души. Повышенная нервность, возбудимость, эмоциональная неустойчивость, склонность к конфликтам, жестокость – типичные симптомы, встречающиеся у восьми из десяти детей.
Следовательно, современная школа должна найти способы противостоять внедрению в души детей вирусов жестокости и эгоизма. Основная задача нашего времени – дать возможность всем детям пережить нормально своё детство. Сегодня гуманизация и демократизация заявлены как основные принципы системы образования. Само образование рассматривается как средство безопасного и комфортного существования личности в современном мире, как способ саморазвития личности. В этих условиях появляется новый идеал образованного человека – человека, обладающего духовной культурностью. Средством и условием достижения этого идеала становится подход, включающий в себя духовное осмысление жизненных явлений.

Добавлено (24.02.2011, 10:12)
---------------------------------------------
Традиционно школа является тем посредником, который передает новым поколениям нравственные ценности, накопленные прежними веками. Воспитание подлинного нравственного чувства, любви к ближним, к своему Отечеству, его истории и культуре является задачей школьного образования.
За период функционирования в МБОУ «Гимназия №5» сложилась определенная система воспитательной работы, определились её основные направления: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, этнокультурное, трудовое, экологическое, эстетическое, спортивно-оздоровительное. В рамках воспитательной системы гимназии разработаны и реализуются программы «Одаренные дети», «Ученическое самоуправление», «Формирование человека национальной культуры в условиях полиэтнического окружения», «Школа толерантности».
Обучающиеся являются активными организаторами и участниками школьных праздников, ставшими традиционными: Праздник чести, День науки, День самоуправления, посвящение в гимназисты, фестиваль народностей «В семье единой», конкурсы «Класс года», «Ученик года», театрализованное представление «Весна Г.Тукая», конкурс инсценированной военной песни, День здоровья, День защиты детей и другие.
Показателем эффективности работы внеурочной системы и дополнительного образования являются результативные выступления обучающихся на городских, республиканских, российских конкурсах, смотрах, фестивалях, соревнованиях.

Добавлено (24.02.2011, 10:13)
---------------------------------------------
Вместе с тем, сегодня очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского, духовно-нравственного и патриотического воспитания, единой программы духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся, основными направлениями которой должны стать:
• воспитание гражданина и патриота своей Родины через изучение ее правовой и государственной систем, символики, истории гражданской жизни в стране, жизни и деятельности выдающихся личностей;
• использование этнокультурных традиций народов республики; воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, неосуществимо без глубокого познания духовного богатства своего народа и приобщения к его этнокультуре;
• формирование принципов здорового образа жизни у детей и подростков;
• организация всестороннего изучения социальных, культурных, психологических особенностей детского возраста, ценностных ориентаций школьников, их интересов и склонностей, создание для этих целей необходимых методик;
• обеспечение вариативности воспитательных систем;
• развитие системы дополнительного образования и многообразной внеурочной деятельности, усиление их воспитывающих функций;
• усиление значимости досугового компонента, создание условий для самовыражения детей в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности, в художественном и техническом творчестве, клубной и досуговой организованной активности, занятиях спортом;
• оказание содействия родителям в организации обучения детей.

 
rusalochka71Дата: Четверг, 24.02.2011, 17:17 | Сообщение # 4
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 36
Награды: 0
Репутация: -1
Статус: Offline
Очень интересен педагогический опыт по воспитанию нравственности В.А. Сухомлинского, который говорил: «В практической работе по нравственному воспитанию наш педагогический коллектив видит, прежде всего, формирование общечеловеческих норм нравственности. В дошкольном возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуки морали:
1. Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям окружающим, тебя было хорошо.
2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитали тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
5. Будь неравнодушным к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.
Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости».

Добавлено (24.02.2011, 17:17)
---------------------------------------------
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль: (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного». «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести».
С годами понимание нравственности изменилось.
У С.И. Ожегова мы видим: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека».
Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со стороны государства. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Из всего этого мы можем сделать вывод, что человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь».


Сообщение отредактировал rusalochka71 - Четверг, 24.02.2011, 17:18
 
АлёнкаДата: Четверг, 24.02.2011, 18:58 | Сообщение # 5
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 24
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Особое внимание в образовательных стандартах уделяется духовно-нравственному воспитанию школьников. Работу по формированию духовно-нравственных ценностей важно начать в начальных классах. Духовно-нравственное воспитание нельзя сводить от мероприятия к мерроприятию. Оно должно быть ежедневно и систематически. Духовно-нравственное должно вестись в урочной и во внеурочной деятельности.

Добавлено (24.02.2011, 18:58)
---------------------------------------------
Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. (из программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования)

 
sunДата: Четверг, 24.02.2011, 21:12 | Сообщение # 6
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
В.Г. Белинский сказал, что "в педагогическом институте молодые люди получают педагогическое образование, в медицинском - медицинское, в юридическом - юридическое, а в каком из институтов дают духовно-нравственное образование?"
Мне тоже интересно: закончив какой ВУЗ, можно стать духовно и нравственно образованным?
Смотрю в толковый словарь С.И. Ожегова: "Духовность - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными". "Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, эстетические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами". А дальше какую словарную статью искать? Не пойму. Где найти нормы, критерии духовности и нравственности? "Человек безупречной нравственности", - читаю дальше в словаре. И какой же это человек? Кого из ранее живущих или из современников хоть на йоту можно назвать "человек безупречной нравственности"? Этот хорош в одном, другой - в другом, третий ... Воспитывать на литературных примерах? На каких? Кто сможет объяснить выбор программных произведений в курсе литературы 5-9 класса (программа А.Г. Кутузова) какие тексты художественной литературы демонстрируют нам "органичные" примеры духовности и нравственности?
Открываю оглавление: "Лорд Рэндэл", "Прекрасная Маргарет и милый Вильям", "Королева Элионор", "А ну, закрой-ка дверь!", "Мальчик и мантия", "Леди и кузнец" . Почему российские школьники должны изучать подобные произведения? Где та воспитывающая литература, на которой выросло не одно поколение школьников? Я до сих пор восхищаюсь подвигами Алексея Маресьева, Егора Дрёмова, Тимура и его команды, преклоняюсь перед жизненным оптимизмом Юшки и героя "Парадокса", с удовольствием вспоминаю "проделки" героев рассказов Носова, Олеши. Понятия: "героизм", "стойкость", "мужество", "терпение", "смекалка" - не утратили, не могут утратить своего значения. Эти понятия нужны и сегодня. Верните в школу замечательную, мудрую детскую литературу!


Сообщение отредактировал sun - Четверг, 24.02.2011, 21:30
 
АлёнкаДата: Пятница, 25.02.2011, 18:52 | Сообщение # 7
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 24
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся требует от учителя использование разнообразных форм и методов работы. Такими формами и методами работы являются диалог, беседа, разговор, деловые и сюжетно-ролевые игры, рисование, комментированное чтение, обсуждение мультфильмов, рассказов и др.
 
rusalochka71Дата: Пятница, 25.02.2011, 21:28 | Сообщение # 8
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 36
Награды: 0
Репутация: -1
Статус: Offline
Несмотря на новые современные технологии, на всеобщую компьютеризацию, во главе всего по-прежнему стоит человек. Учитель просто обязан решать проблемы нравственного воспитания подростков. Доброта, милосердие, честность, порядочность, доброжелательное отношение к окружающим, любовь к Родине, любовь к родной природе - вот те качества, которые нужно воспитать у детей. Эти качества во все века составляли непреходящую ценность человеческой культуры
 
SvetlanaДата: Воскресенье, 27.02.2011, 09:38 | Сообщение # 9
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
• В гимназии создано воспитательное пространство, побуждающее учащегося к социальному творчеству и формирующее нравственно устойчивую личность.
• Для формирования социальной компетентности учащихся, развития лидерских качеств и творческого потенциала созданы разновозрастные секции, кружки.
• Организуется эффективный досуг учащихся: летние оздоровительные и профильные лагеря, поездки, экскурсии, где учащиеся могут реализовать себя.
А также успешная социализация осуществляется через
- проведение развивающих занятий по индивидуальным программам с учетом особенностей развития ребенка;
- проведение психолого-педагогических консилиумов по выявленным проблемам, выработку тактики взаимодействия с ребенком и его окружением;
- индивидуальное консультирование;
- индивидуальную и групповую психодиагностику;
- проведение классных часов, тематических встреч с использованием интерактивных методов работы;
- взаимодействие со специалистами медицинских и коррекционно-развивающих учреждений.
 
АлёнкаДата: Воскресенье, 27.02.2011, 16:47 | Сообщение # 10
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 24
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
smile smile smile
 
rusalochka71Дата: Воскресенье, 27.02.2011, 17:29 | Сообщение # 11
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 36
Награды: 0
Репутация: -1
Статус: Offline
Духовно-нравственный подход в педагогике, согласно позиции В.И. Андреева, "связан с опорой на духовно-нравственные критерии для обоснования нравственных приоритетов в поиске целей, ценностей, смыслов жизни в процессе становления и самосовершенствования свободной и целостной личности".
Духовно-нравственные качества личности:
1. Готовность прийти на помощь.
2. Умение быть благодарным.
3. Уважение к старшим.
4. Дружелюбие.
5. Забота о младших.
6.Ответственность за порученное дело.
7. Инициативность.
9. Терпимость.
10. Активность в учебе.
11. Активность в дополнительном образовании.
12. Творческая направленность.
13. Любовь к Родине.
14. Позитивное отношение к своей национальности.
15. Наличие принципов и убеждений.
16. Культура речи, общения.
17. Нравственность поступков.
18. Интерес к родной культуре.
19. Интерес к истории своего края.
20. Физическая активность.
21. Коллективизм.
22. Школьный патриотизм.
 
АлёнкаДата: Понедельник, 28.02.2011, 17:38 | Сообщение # 12
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 24
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Классные часы являются основой для духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.
Примерные темы классных часов в начальной школе:
«Россия. Родина моя».
«Я - гражданин России».
«Башкортостан - частица великой России»
«Мой поступок - мой проступок»
«День защитников Отечества»
«Слово делом крепи»
«День Победы»
 
УчительДата: Понедельник, 28.02.2011, 18:44 | Сообщение # 13
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Прекрасно! Есть набор качеств, которые нужно воспитывать, и тематика классных часов, посвящённых духовно-нравственному воспитанию гимназистов. Садимся и составляем программу духовно-нравственного воспитания!
 
rusalochka71Дата: Вторник, 01.03.2011, 19:46 | Сообщение # 14
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 36
Награды: 0
Репутация: -1
Статус: Offline
Вы составьте, пожалуйста, потом дадите нам списать. wink biggrin

А если серьёзно, то наличие качеств, тематика классных часов - это ещё не всё. Нужно помнить, что мы работаем с живыми людьми, хотя и маленькими. О том, что необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности чуть ли не каждого ребёнка я и не говорю. А семья? Кто из вас точно знает, какое духовно-нравственное воспитание даётся в каждой семье? Может быть наше видение вообще противоречит тому, что воспитывается в семье?
Здесь нельзя рубить с плеча. Прежде чем что-то предпринять, придётся ещё 1000 раз всё взвесить, сделать и переделать.
Удачи всем нам!

 
TMДата: Среда, 02.03.2011, 16:58 | Сообщение # 15
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
В системе воспитательной работы нравственному воспитанию отводится особое место, потому что мораль носит не только оценочный характер, но и регулятивный характер в "пределах" понимания и усвоения "добра" и "зла". Поэтому на классных часах мы изучаем со школьниками виды нравственных правил: вежливости, дружбы и товарищества, честной игры и т.д.
Темы наших классных часов:
-"Мое отношение к обязанностям";
-"Что такое честность?";
-"О заботливом отношении к людям";
-"Подари частичку добра";
-"Я и другие. Я глазами других" и другие
 
Форум » Test category » I интернет-педсовет » "Духовно-нравственное воспитание" (Введение в проблему педсовета. Цели, задачи.)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz