Пятница, 26.04.2024, 15:52
Приветствую Вас Гость | RSS

МАОУ "Гимназия №5" города Стерлитамака

Телефон доверия
Телефон доверия
Учебный процесс
Службы гимназии
Опросы РБ
Опрос
Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Сущность опыта заключается в способах решения противоречий, связанных с системой оценивания знаний и умений, учащихся в процессе учебного процесса. Результатом решения данной проблемы могут быть изменения в существующей системе оценивания, а средством к изменению, может выступать введение новых критериев при оценивании с учетом элементов самооценки учащегося. Изучение опыта работы педагогических, научных коллективов, педагогов-новаторов показывает, что существуют различные способы оценивания успеваемости обучающихся. Основная функция отметки – контролирующая. Эту функцию можно отнести к образовательной части учебного процесса. Её воспитательная сторона проявляется в функции стимулирования интереса к учебе, стремлении быть лучше, или, наоборот, при необходимости «подстегнуть» отстающих. Но зачастую, воспитательная роль отметки нивелируется в связи с тем, что: - во-первых, ученики имеют различные способности к изучению точных наук. Одному они даются достаточно легко, поэтому он и получает отличные оценки, другой, прилагая значительные усилия, нередко не может достигнуть желаемого уровня, то есть, одна и та же отметка не отражает количество реально вложенного учеником труда. Это происходит на уровне достижения уровня отметки «хорошо». На уровне отметки «удовлетворительно» происходит обратная картина - «тройка» для нерадивого ученика является желанной, а для добросовестного соответственно нет. Многие учителя в поисках выхода вынуждены вводить дополнительную градацию оценок: «3-», «3+», «4-», «4+», «5-». - во-вторых, многие ученики и их родители воспринимают четвертные оценки, как среднеарифметический результат, полученных за соответствующий период оценок, хотя это, как сказано было выше, далеко не так. Создается впечатление пристрастности, необъективности учителя. Такие случаи не часты, но они имеют место быть в каждой школе. Учителю необходимо, очень скрупулезно обосновывать оценки, а ученикам четко представлять критерии их выставления, напоминать об этом родителям. С другой стороны, как бы учитель не убеждал себя и других в своей беспристрастности, некая субъективность всегда будет присутствовать. Это нам подтверждают исследования психологов. Все это приводит к выводу, что кроме традиционных, система оценивания учащихся должна удовлетворять следующим требованиям: 1. дифференцирование значимости оценок, полученных учениками за выполнение различных видов работ (самостоятельных, контрольных, текущих и т.д.); 2. отражение текущей или итоговой оценкой количества вложенного учеником труда в большей степени, чем его способностей; 3. стимулирование активной учебной деятельности учащихся и в школе, и дома (что даже главнее); 4. возможность улучшить полученную оценку. 5. уменьшение «субъективного» фактора при оценке качества знаний учащихся Традиционная пятибалльная система уже не позволяет четко судить об обученности учащихся. Ведь оценке подвергаются только наличные знания школьника. Старания и усилия его в учебе, как правило, не принимаются во внимание и, конечно же, не учитывается его психологическое и физическое состояние на момент оценивания. В связи с этим возникла необходимость разработать целостную систему оценивания деятельности учащихся на уроках. При этом на наш взгляд, следует разработать иную систему оценивания, которая не ущемляла бы творчества детей; разработать шкалу уровней достижений учащегося и его успешность по каждому предмету за определенный период обучения, а также создать ситуации для изменения мотивации к учению каждого учащегося. Однако следует быть готовым к тому, что при реализации намеченной цели могут возникнуть трудности различного характера. И одной из проблем являются критерии, по которым учащийся сможет оценивать себя и по которым его оценят другие. Ведь существующая пятибалльная система оценивания (отметка) - это своего рода орудие, при помощи которого преподаватель старается карать или поощрять ученика, а при самооценке необходимо, чтобы ученик видел содержательную и развернутую характеристику своих результатов, мог бы проанализировать свои достоинства и недостатки, а также мог бы найти пути устранения последних. Мы считаем, что первой ступенью к решению данной проблемы является введение рейтинговой системы, в которой есть возможность построить переход от существующей системы оценивания к идеальному конечному результату – самооценке. Предлагаемая нами система оценивания, конечно не идеальна, но дает возможность работать в режиме развивающего обучения. После разработки Положения о рейтинговой системе, её внедрения в учебный процесс и апробации были выделены основные преимущества данной системы: · Осуществляется предварительный, текущий и итоговый контроль; · Текущий контроль является средством обучения и обратной связи; · Развернутая процедура оценки результатов отдельных звеньев контроля обеспечивает его надежность; · Контроль удовлетворяет требованиям содержательности и конструктивной валидности (соответствие формы и целей). · Развернутый текущий контроль реализует мотивационную и воспитательную функции; · Развернутая процедура контроля дает возможность развивать у учащихся навыки самооценки работы и формировать навыки и умения самоконтроля в учебе. Факторы успешности при работе в рейтинговой системе обеспечиваются: - стимулированием повседневной систематической работы по предмету; - снижением роли случайностей при сдаче работ и экзаменов; - повышением состязательности между учащимися в учебе; - исключением возможности протежирования не очень способных и не очень прилежных учащихся. Но, все-таки необходимо помнить, что суть рейтинговой системы должна заключаться в том, чтобы каждая усвоенная тема, каждое действие ребенка имело свою, заранее оговоренную «цену». Рейтинг не имеет никакого смысла, если ему не предшествовал четкий и недвусмысленный договор. Договор между учителем и учеником, заключаемый перед изучением каждой темы: что будет сколько «стоить». Подведём некоторый итог сказанному выше: 1. Балльно - рейтинговая технология оценки знаний используется с целью личностно–ориентированного обучения, стимулирования систематической работы учащихся, раскрытия их творческих способностей, дифференциации оценки знаний. 2. Балльно - рейтинговая технология оценки знаний предназначена для повышения объективности и достоверности оценки уровня подготовки учащихся и используется в качестве одного из элементов управления учебным процессом. 3. Балльно - рейтинговая технология позволяет: - понимать систему формирования оценок по предметам и другим видам занятости с целью получения итоговых оценок; - осознать необходимость систематической работы по выполнению учебного плана на основании знания своей текущей рейтинговой оценки по каждому предмету и ее изменение из-за несвоевременного освоения материала; - своевременно оценить состояние своей работы по изучению предмета до итоговой аттестации; - в течение четверти вносить коррективы по организации текущей самостоятельной работы. 4. Балльно - рейтинговая технология дает возможность преподавателям: - планировать (подробно) учебный процесс по конкретному предмету и стимулировать работу учащихся за систематическую работу; - своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего рейтингового контроля; - объективно определять итоговую оценку по предмету с учетом систематической работы; - обеспечить градацию оценки уровня знаний по сравнению с традиционной системой. 5. Балльно - рейтинговая технология дает возможность определить ранг учащихся (т.е. их номера в списке в порядке убывания рейтинга) в пределах класса, параллели. 6. Балльно - рейтинговая технология позволяет обеспечить непрерывность контроля и оценки качества знаний, как по отдельному предмету, так и в целом по всем предметам. 7. Рейтинг по предмету и другим видам учебной работы учащегося служит оценкой академической успеваемости, используемой для расчета рейтинга за соответствующую четверть, год. Конечно, не обошлось и без отрицательных моментов: 1) Пятибалльная оценка более привычна, поэтому родители часто просили объяснить, сколько эти баллы значат в пятибалльной системе; 2) Отсутствие двойки, как отрицательной оценки, в начале эксперимента породило в классе учеников, которые предпочли отсиживаться, поэтому в следующей четверти пришлось установить минимальный порог баллов, которые ученики должны были заработать, чтобы получить оценку за четверть. Подводя итог своему выступлению, хочу отметить, что данный опыт заслуживает внимания. Возможно, что именно сейчас мы наблюдаем переломный момент в истории, в истории образования, в истории оценивания деятельности учеников. Мы не навязываем свою систему оценивания, потому что может быть совершенно другая разбалловка, но и наша идея имеет право на существование. К тому же идея рейтинга хорошо воспринимается учениками, а это немаловажно, т.к. повышает мотивацию к обучению. ЛИТЕРАТУРА 1. Амоношвили Ш.А «Отметки в школе надо уничтожить». - //Комсомольская правда. - Ростов-на-Дону. - 2003, 31 янв. 2. Гудзенко Е.А. «Частично-рейтинговая система контроля качества образовательного процесса». - Аксай, 2002. 3. Каптерев П.Ф. «Дидактические очерки». - Спб., 1915. 4. Ксензова Г.Ю. «Оценочная деятельность учителя». – М., 2000. 5. Т. Нещерет. «Прогуливать невыгодно». - // Приложение к учительской газете. - №3, - 2000. 6. Сероусов И.Ю. «О рейтинговом методе преподавания». – Брянск, 2001. 7. Тешев Р.Ш. «Положение о рейтинговой системе оценки знаний учащихся». - Нальчик, 2000. 8. Фармаковский В.И. «Методика школьной дисциплины». - Спб.,1986. 9. Фармаковский В.И. «Охрана здоровья учащихся». - Спб.,1972. 10. Швецов Н.В. «Положение об организации рейтингового контроля качества образовательного процесса». - Аксай, 2001.
Категория: Мои статьи | Добавил: Гимназия5 (08.02.2011)
Просмотров: 2498 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Сообщение
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Родителям
Ссылки
Министерство просвещения России Министерство образования Республики Башкортостан Институт развития образования Республики Башкортостан Отдел образования г. Стерлитамак Электронное образование ГТО Всероссийское движение школьников

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz