Суббота, 27.04.2024, 07:22
Приветствую Вас Гость | RSS

МАОУ "Гимназия №5" города Стерлитамака

Телефон доверия
Телефон доверия
Учебный процесс
Службы гимназии
Опросы РБ
Опрос
Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ В УПОТРЕБЛЕНИИ ГЛАГОЛОВ УЧАЩИМИСЯ
Не подлежит сомнению, что организовать целенаправленную, планомерную и эффективную работу по привитию детям необходимых речевых навыков можно только при том условии, если учителю известны речевые нарушения, свойственные учащимся.
Типология лексических ошибок отличается большой сложностью, поскольку слово представляет собой центральное звено в системе языка, в котором перекрещиваются, отражаются связи с другими языковыми подсистемами. Слово – единица двусторонняя, поэтому ошибки в употреблении слов могут затрагивать и содержательную, и формальную сторону слова. В данный момент нас интересует содержательная сторона.
Поставив перед собой цель составить список общеупотребительных глаголов, при использовании которых в речи учащихся допускаются лексические ошибки, мы провели эксперимент: учащийся получил на одно занятие карточку с глаголами и должен был составить как можно больше словосочетаний (10-15), поместив каждый глагол с его сочетаниями на отдельной карточке. Глаголы были даны в инфинитиве. Учащимся разъяснялось, что изменять форму глаголов можно, а заменять приставку и суффиксы (словообразовательные) нельзя. Каждый ученик в общей сложности поработал над 50-ю глаголами.
Анализ полученных карточек позволил нам сделать определенные выводы. Лексические ошибки были допущены учащимися в употреблении 94 глаголов. Для целенаправленной работы над их устранением важно правильно расклассифицировать ошибки. Паспортизация допущенных учащимися лексических ошибок в употреблении глаголов на уровне словосочетаний помогла выделить три основных типа:
1) употребление глаголов в несвойственном им значении;
2) переосмысление значений слов литературного языка (произвольная этимологизация);
3) ненормативная сочетаемость слов.
1. Употребление глаголов в несвойственном им значении.
Семантические ошибки – самый распространенный тип речевых ошибок школьников, возникающих чаще всего в результате недостаточной осведомленности учащихся о значениях слов. Здесь следует выделить несколько причин употребления слов нормативного языка в несвойственных им значениях: 1) смешение однокоренных слов; 2) неоправданная нейтрализация различных признаков синонимов; 3) смешение тематически связанных глаголов; 4) случаи неуместных смысловых ассоциаций.
Больше всего ошибок было допущено в смешении однокоренных приставочных глаголов. Ученик составил словосочетания с глаголом взойти: взойти в комнату, в школу, в автобус, на стадион, употребляя данный глагол вместо войти, что противоречит современной литературной норме. Причина ошибки в том, что учащийся не знает значения приставки вз- – «подняться вверх» в отличие от приставки во- – «направленность действия внутрь». Разграничение глаголов вступить и поступить производится по следующему признаку, вытекающему из значений приставок в- и по-: глагол вступить означает «стать членом какой-либо общественной организации», глагол поступить – «быть зачисленным на работу, на учебу». Не зная этого, учащиеся составляют словосочетание: вступить на работу.
В речи детей широко распространено смешение паронимов. Так, часто смешиваются паронимы осудить – обсудить: осудить подвиг, учебу; предоставить – представить: предоставить карточку, документ – представить номер в гостинице, слово; одеть – надеть: одеть платье, шубу, очки.
Затруднения учащихся в выборе синонима, соответствующего выражаемому содержанию, проявляются в разнообразных случаях. Так, например, в сочетаниях возобновить театр, дом, картину глагол со значением «начать вновь» употреблен вместо синонимичного слова восстановить в значении «привести в прежнее состояние что-либо разрушенное (временем, стихийным бедствием и т. п.) и имеющее значительную ценность».
На основе смежности действия происходит смешение в употреблении различных глаголов. По аналогии со словосочетанием хлебнуть горя учащийся составил сочетание вдохнуть горя; вместо слова вставить в значении «поместить, поставить внутрь чего-нибудь» был употреблен глагол вправить: вправить зуб.
2. Переосмысление значения слов литературного языка (произвольная этимологизация).
Зная слово адрес и словообразовательную модель: бинт – бинтовать, совет – советовать, атака – атаковать, учащийся составляет сочетания адресовать квартиру, дом, школу. Учащийся употребил словосочетание в значении «назвать, написать какой-либо, чей-либо адрес». Аналогично созданы словосочетания травмировать ногу, руку вместо нанести травму, получить травму. В сочетаниях бытовать по дому, по квартире глаголу приписано значение «налаживать, организовывать быт, приводить в порядок.
Проведя морфемный анализ слова освоить и выделив следующие морфемы: приставку о-, корень -свои-, суффикс -ть, учащийся предложил сочетание слова вправить «заложить, засунуть края и край одежды внутрь» и антонимичность приставок в- и вы- (ср.: внести – вынести, вбежать – выбежать), ученик написал словосочетание выправить рубашку, то есть приписал глаголу выправить несуществующее у него значение «высунуть края или край одежды наружу».
Рассмотренные ошибки в употреблении учащимися слов связаны со стремлением наполнить слово, значения которого в литературном языке они не знают, определенным содержанием.
3. Ненормативная сочетаемость слов.
Иллюстрациями нарушения семантической сочетаемости слов могут служить такие примеры: возвести сады, виноградники. Данный глагол может сочетаться лишь с существительными, обозначающими здание вообще, без указания на его конкретное предназначение, также с существительными, обозначающими части здания (фундамент, стены) или совокупность зданий, и не сочетается со словами, вообще не являющимися названиями постройки. Также неправомочно соединение глаголов утерять со словами, обозначающими людей: утерять друга. Глагол изжить используется по отношению к каким-либо нежелательным явлениям и не употребляется по отношению к лицам, живым существам: ошибочно словосочетание изжить падчерицу.
Работу по предупреждению лексических ошибок в употреблении глаголов следует проводить параллельно с изучением темы «Глагол». Для этой цели учителю необходимо иметь список глаголов, в использовании которых учащиеся допускают ошибки. Значительные трудности, конечно, при организации работы по предупреждению и исправлению лексических ошибок возникают из-за того, что не по отношению к группе слов, как это наблюдается при установлении грамматической нормативности, а по отношению к каждому отдельному слову или синонимичному ряду.
Организуя работу по предупреждению лексических ошибок, необходимо помнить, что ошибки такого рода устойчивы, поэтому она должна быть систематической, планомерной как в период изучения темы «Глагол», так и на последующих занятиях.

Источник: http://1. Сергеева Ф.П. Актуальные проблемы современной лексикологии. М., 2003. 2. Современный русский язык. Анализ языковых е
Категория: Мои статьи | Добавил: Удача (24.04.2014) | Автор: Киреева Ирина Александровна E
Просмотров: 2236 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Сообщение
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Родителям
Ссылки
Министерство просвещения России Министерство образования Республики Башкортостан Институт развития образования Республики Башкортостан Отдел образования г. Стерлитамак Электронное образование ГТО Всероссийское движение школьников

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz