Пятница, 26.04.2024, 06:57
Приветствую Вас Гость | RSS

МАОУ "Гимназия №5" города Стерлитамака

Телефон доверия
Телефон доверия
Учебный процесс
Службы гимназии
Опросы РБ
Опрос
Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Проблема преемственности и перспективности в работе по развитию речи является сложной и многоплановой, что позволяет искать подходы к ее решению.
Ведущим средством формирования речи во всех звеньях системы народного образования в условиях общественного воспитания является обучение. Поэтому в целях создания единой системы работы возможно выделение компонентов (частных задач) развития речи в каждом звене, которые составляют единую программу развития речи с учетом преемственности в смежных возрастных группах с постепенным усложнением задач и требований к речи детей. Так, в начальном звене школы основными компонентами развития речи считаются: 1) формирование грамматического строя речи; 2) развитие словаря; 3) формирование разговорной (диалогической) речи; 4) воспитание звуковой культуры речи; 5) формирование связной (монологической) речи; 6) формирование умений, связанных с подготовкой детей к обучению грамоте (умения слышать учителя, умения слушать других, вникать в содержание их речи и т. п.).
Методика работы над словарем включает в себя не только усвоение новых слов и их значений, но и работу над изобразительными средствами языка художественных произведений, усвоение синонимов, антонимов, работу над многозначностью слов, усвоение крылатых выражений и т. п. Сюда включается: 1) составление словосочетания с нужным словом; 2) составление предложений с заданными словами; 3) работа над пересказом с использованием лексики текста; 4) составление связного высказывания (в устной и письменной форме) с использованием опорных слов и т. п.
Совершенствование речевых навыков, начиная с 1-4 классов, происходит непосредственно на уроках обучения грамоте и на уроках чтения, а затем и на уроках русского языка. В средних и старших классах – на уроках изучения основного курса русского языка, а также на специальных занятиях по развитию связной речи, поскольку от старших школьников требуется знание некоторых специфических правил построения связного высказывания разных типов и жанров в устной и письменной форме.
Во многом успешное овладение связной речью зависит от подготовленности учащихся по всем предметам общеобразовательного цикла и общей жизненной подготовки, от условия языковой среды, в которой вращается учащийся. Особая роль в правильной организации языковой культуры учащихся принадлежит начальной школе, которая закладывает основы грамоты и общей речевой культуры учащихся. На этом этапе работы одним из основных средств развития речи является чтение.
На уроках русского языка ведется целенаправленная работа по совершенствованию языковой подготовки учащихся, необходимая для овладения связным высказыванием, где в теоретическом и практическом планах всесторонне изучается центральное понятие связной речи – языковая норма. Целенаправленная отработка практических навыков владения нормированным литературным языком на уроках русского языка готовит основу для специальных занятий по развитию связной речи учащихся, которые вводятся в учебный процесс, начиная с 5 класса. Уроки развития связной речи имеют целью специальную подготовку учащихся к созданию связного высказывания, выработку умения самостоятельно составлять текст устного и письменного сочинения.
В 5-9 классах развитие речи учащихся осуществляется на уроках основного курса русского языка и на специальных уроках развития связной речи. В 1-4 классах такие часы отводятся за счет уроков чтения или грамматики. Большое значение в общей работе по развитию речи учащихся имеет хорошо продуманная система межпредметных связей на всех уроках общеобразовательного цикла и ее связь с внеклассной работой.
Следует выделить три особенности любого связного высказывания: 1) содержание; 2) логическое построение; 3) языковое оформление. Эти особенности наблюдаются не только в образцовом авторском тексте, но и в любом ученическом изложении и сочинении на всех этапах обучения. Эта особенность связной речи диктует необходимость формирования на специальных занятиях взаимосвязанных между собой умений и навыков: 1) умений и навыков, связанных с владением нормами литературной речи; 2) умений, связанных с пониманием и передачей содержания; 3) логических умений и навыков.
В самом общем виде можно выделить следующие задачи уроков развития речи: 1) сформировать умение логически строить высказывание; 2) научить учащихся ориентироваться в содержании высказывания (то есть сформировать умение озаглавить текст, передать его содержание, найти основную мысль, определить тему высказывания и т. п.); 3) научить отбирать языковые средства, соответствующие содержанию высказывания.
Данные умения и навыки связной речи формируются на всех этапах обучения. Преемственное планирование работы определяется лишь разным дидактическим материалом, подбираемым с учетом жизненного опыта учащихся.
В начальной школе задания по развитию связной речи сориентированы на развитие и обогащение жизненного опыта учащихся в умении понимать и отражать действительность: беседы об увиденном и услышанном, беседы по содержанию прочитанного, составление устных и письменных описаний по картинкам и рисункам и т. п. Отработка логического строя связной речи ведется практическим путем в процессе анализа связного текста. Навыки языкового оформления связной речи формируются на уроках русского языка в процессе выполнения специальных заданий: подобрать слова по данной теме, разбить сплошной текст на предложения, подобрать слова, близкие по значению, чтобы избежать повторения в тексте и т. п. В 5-7 классах работа над содержательной, логической и языковой стороной связной речи направляется в русло овладения основными типами высказывания (повествованием, описанием, рассуждением). Большую помощь может оказать анализ текста:
1. Указать, по какому плану построено повествование. Определить, какие формы глагола (вид и время) использованы в повествовании для обозначения одновременности действия или какие слова использованы в повествовании для обозначения последовательно развивающихся событий.
2. Определить, по какому плану построено описание. О каких факторах сообщает автор в описании для того, чтобы раскрыть свою мысль? Какие слова выражают отношение автора к тому предмету, который он описывает?
3. Указать, почему данный текст построен как рассуждение. Какова основная мысль рассуждения? Какие доказательства приводит автор? Указать, в каких словах содержится вывод. Подчеркивает ли он основную мысль высказывания? Объяснить значение вводных слов для связи отдельных предложений в тексте. Найти лексические синонимы и определить, какова их роль в связном тексте и т. п.
Таким образом, соблюдение преемственности и перспективности между начальной и средней школой является одним из важнейших условий правильно организованной системы развития речи учащихся.

Источник: http://1. Кукушкин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования. М., 2005. 2. Львов М.Р. Проблема преемств
Категория: Мои статьи | Добавил: Удача (24.04.2014) | Автор: Киреева Ирина Александровна E
Просмотров: 1086 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Сообщение
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Родителям
Ссылки
Министерство просвещения России Министерство образования Республики Башкортостан Институт развития образования Республики Башкортостан Отдел образования г. Стерлитамак Электронное образование ГТО Всероссийское движение школьников

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz