Суббота, 27.04.2024, 08:21
Приветствую Вас Гость | RSS

МАОУ "Гимназия №5" города Стерлитамака

Телефон доверия
Телефон доверия
Учебный процесс
Службы гимназии
Опросы РБ
Опрос
Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Технологическая карта урока как методический инструментарий
Технологическая карта урока как методический инструментарий

“Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него”.(С.И. Гессен),то есть с конспекта или, говоря современным языком с технологической карты учебного занятия.
Технологическая карта урока – обобщен¬но-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Проект урока – это представленный учителем план проведения урока с возмож¬ной корректировкой (заложенной изначаль¬но вариативностью урока).

Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость. Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, которые помогут вам работать с ней.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить достижение предметных, метапредметных и личностных результатов (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
Необходимость реализации в образовательном процессе системно-деятельностного подхода требует от учителя не только детальной операционально-деятельностной структуризации урока, но и чёткой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников.
Фактически тем самым воплощаются в жизнь слова К.Д.Ушинского о том, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал.
Исходя из этого, необходимо на каждом этапе урока предоставить возможность ученику стать реальным субъектом деятельности, то есть сделать так, чтобы он не только выполнял определённые действия по намеченному плану, но и принимал участие в:
• постановке (формулировании) цели и задач данного урока на основе границы собственного знания и незнания;
• планировании способов достижения намеченной цели;
• осуществлении контроля и оценки полученных результатов (самостоятельный и взаимный контроль и оценка);
• осуществлении необходимой коррекции учебной деятельности на основе собственных затруднений;
• рефлексии деятельности по итогам урока;
• выборе домашнего задания из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.
В этой ситуации педагог не должен забывать и о планируемых результатах, в соответствии с деятельностной парадигмой образования построенных на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства учащихся и зоны ближайшей перспективы их развития, и о формировании на уроке универсальных учебных действий. Эта необходимость и определила структуру технологической карты урока, призванной зафиксировать не только виды деятельности учителя и обучающихся на уроке, но и предполагаемые образовательные результаты.

Технологическая карта урока

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Коммуникативная Регулятивная
Познавательная
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляе-мые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности

Поскольку планируемые результаты освоения основной образовательной программы (в виде сформированных способов деятельности обучающихся) представляют собой систему личностно-ориентированных целей образования, предлагается не выделять в структуре карты отдельной графы, посвящённой целевому назначению проектируемого урока.
Количество этапов урока, их последовательность и содержание учитель определяет, исходя выбранного типа урока и специфики учебного предмета.
Предлагаем структуры технологической карты:

Преимущества технологической карты:
-предоставляют возможность реализовать один из ведущих принципов ФГОС — развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности;
-использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;
-освобождается время для творчества учителя;
обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;
-снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
-обеспечивается повышение качества образования;
-учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
-используются эффективные методы работы с информацией;
-организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
-обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
-могут быть использованы и для проектирования внеурочных занятий, поскольку при их конструировании учитывались только самые общие особенности новых стандартов, характерные как для урочной, так и для внеурочной деятельности: системно-деятельностный подход, ориентация на планируемые результаты, развитие универсальных учебных действий;
-форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока, позволяет провести его системный педагогический анализ;
-с помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).

Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?
Ответов много, современный урок - это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность в новых знаниях, открытиях.
Современный урок – это:
-урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);
-урок, на котором осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику;
-урок , содержащий разные виды деятельности;
-урок , на котором ученику должно быть комфортно;
-урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;
- урок, развивающий у детей креативное мышление;
- урок, который воспитывает думающего ученика-интеллектуала;
- урок, который предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Что главное в современном уроке?

Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали. Время «готовых» уроков постепенно отходит.

Новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, дал нам возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи. Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок.
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо давать традиционный урок, наполняя учеников знаниями, умениями и навыками, либо давать современный урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

Основные этапы организации учебной деятель-ности

Цель этапа Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Познавательная Коммуникативная Регулятивная
1. Постановка учебных задач Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
2. Совместное исследование проблемы. Поиск решения учебной задачи. Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения Осознанно строят речевые высказы-вания, рефлексия своих действий Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения
3. Моделиро-вание Фиксация в модели сущест-венных отношений изучаемого объекта. Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. Воспринимают ответы обучающихся Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
4. Конструи-рование нового способа действия. Построение ориенти-рованной основы нового способа действия Организует учебное исследование для выделения понятия. Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. Участвуют в обсуждении содержания материала Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществ-ляют само-контроль
5. Переход к этапу решения частных задач. Первичный контроль за правиль-ностью выполнения способа действия Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. Учатся формули-ровать собственное мнение и позицию Осуществляют самоконтроль
6. Применение общего способа действия для решения частных задач. Коррекция отработки способа. Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу. Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату
7. Контроль на этапе окончания учебной темы. Контроль. Диагностическая работа (на выходе):
- организация дифференциро-ванной коррекционной работы,
- контрольно-оценивающая деятельность. Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. Рефлексия своих действий Осуществляют пошаговый контроль по результату

Технологическая карта урока

Учебный предмет: английский язык
Учитель: Иванова И.И.
Класс: 5
Автор и название УМК: М.З. Биболетова, О. А. Денисенко, Н. Н. Трубанева «Английский с удовольствием»
Тема урока: Добро пожаловать в лондонскую школу
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Подход в обучении: мыследеятельностный, дифференцированный
Применяемые технологии и приемы: технология развития критического мышления, проблемный диалог, продуктивное чтение материалов (текст, устная тема, упражнения, ситуации, методические приемы, языковой материал).

Планируемые результаты Предметные Личностные Метапредметные
Формирование языковых навыков фонетических, орфографических, лексических) в рамках темы «Пригласительное письмо в Лондон»;
Совершенствование навыка говорения через практику диалогической речи
Развитие навыков аудирования, чтения, письма в рамках предложенной темы;
Формирование социокультурной осведомлённости.
• принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
• осознание иностранного языка как средства международного межкультурного общения, сближающего людей, обеспечивающего дружеские контакты и деловое взаимодействие;
• формирование представлений о мире, как о многоязычном, поликультурном, разнообразном и вместе с тем едином сообществе, открытом для дружбы, взаимопонимания, толерантности и уважения людей друг к другу. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
• освоение способов решения проблем поискового характера;
• формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• развитие социальных умений школьника, необходимых для общения на иностранном языке в пределах его языковых способностей.
Организация пространства
Межпредметные связи Формы работы Ресурсы
Международные отношения Парная, групповая, фронтальная. - Учебник;
- Звуковое приложение (CD);
-Мультимедийные средства

Этапы урока

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Познавательная Коммуникативная Регулятивная
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
1-й этап «Организационно-мотивационный»
Постановка цели урока (актуализация и обнаружение имеющихся у ученика знаний, пробуждение интереса и мотивации через создание ситуации успеха)
Задания, нацеленные на достижение результатов:
1. лексические единицы из упр. 2 стр. 52 учебника (good news, invite students and teachers, send an invitation letter, come to London, school holidays)
2. фотографии учебника стр. 52-53 (определить действующих лиц)
3. упр. 1-2 стр.52 (определить форму речи и назвать основную мысль диалога)

1. Учитель настраивает детей на работу; вводит в атмосферу
иноязычной речи через речевую разминку.
2. Учитель стремится создать ситуацию успеха, предлагая учащимся назвать тему и цель урока, ориентируясь на выражения, используемые в речевой разминке.
3.Учитель привлекает внимание детей к упражнению в учебнике, просит назвать форму речи, действующих лиц и сообщить основную мысль диалога.
Знакомятся с лексическими единицами, выделяют известную и неизвестную лексику, формулируют на основе полученной информации познавательную цель

Формулировать познавательные задачи.
Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме
Слушать собеседника, уметь правильно отреагировать на предлагаемые вопросы. Принимают решения и осуществляют самостоятельный выбор в учебной и познавательной деятельности Уметь высказывать мнения
2-й этап «Актуализация и фиксирование затруднения»
4. Учитель предлагает учащимся разыграть диалог на тему «Приглашение в лондонскую школу»
5. Учитель просит учащихся перечислить возникающие затруднения и назвать
содержание недостающих для решения новой практической задачи знаний.
6. Учитель побуждает детей к самостоятельному формулированию учебной задачи. Формулируют собственные затруднения и устанавливают их причины через описание недостающих знаний. Перечисляют, каких знаний им не хватает для решения практической задачи и формулируют, чему они желали бы научиться Формулировать проблемы Взаимодействуют с партнером по диалогу, пытаясь решить коммуникативную задачу Управлять поведением партнера – контролировать, корректировать его действия Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить Осуществлять самоконтроль и анализировать допущенные ошибки.
3-й этап «Постановка проблемы»
Задания, нацеленные на достижение результатов: упр. 2 стр. 52 (прослушать аудиозапись, расставить предложения в правильном порядке)
7. Организует деятельность учащихся по решению учебной задачи: создание диалога-модели на основе восприятия аудиотекста Осуществляют в парах поиск необходимой информации, выстраивают ее в логической последовательности Извлекать информацию, строить логические цепочки Управляют поведением партнёра Контролировать, корректировать действия партнера


4-й этап «Построение и реализация проекта выхода из затруднения»
Задания, нацеленные на достижение результатов: упр.2 стр.52 (составить схему диалога)
8. Учитель предлагает учащимся зафиксировать диалог в знаке, т.е. составить опорную схему диалога-модели, предварительно обсудив структуру и условия создания схемы (количество колонок, направления стрелок), организует самостоятельную деятельность детей в группах

9. Учитель предлагает учащимся осуществить в дискуссионной форме взаимооценку по результатам групповой работы с выбором оптимального варианта схемы
Включаются в самостоятельную деятельность, ищут способы решения учебной задачи

Осуществляют выбор наиболее эффективных способов выполнения задания

Выделять ключевые слова, использовать знаковые символы

Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения Планируют учебное сотрудничество со сверстниками — определяют функций участников, способы взаимодействия

Сотрудничают с учителем

Сотрудничать с партнерами — определять функций участников, способы взаимодействия

Аргументировать, отстаивать свою точку зрения Сравнивают способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от образца

Определяют качество усвоения, вносят необходимые коррективы

Сопоставлять способ действия и его результат с заданным эталоном

Осознавать качество усвоения, вносить необходимые коррективы

5-й этап «Включение в систему знаний»
Задания, нацеленные на достижение результатов: упр.2 стр.52 (разыграть диалог с опорой на схему)
10. Учитель предлагает учащимся проговорить во внешней речи каждый этап диалога с целью первичного закрепления знаний
11. Учитель организовывает самостоятельную работу в парах с самопроверкой по эталону
12. Учитель включает учащихся в систему знаний через разыгрывание диалога, вызвавшего затруднения на 2-м этапе урока Осуществление осознанного построения речевого высказывания

Осуществлять осознанное построение речевого высказывания
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Проверяют итого¬вое качество собственных знаний и знаний своих товарищей
Осознавать уровень собственных достижений, качество знаний, ошибки и их причины, пути их устранения.

6-й этап «Итог учебной деятельности»
Домашнее задание: стр. 53 упр.4 (базовый уровень – понимание содержания письма, работа со словарем; повышенный уровень – ответ на вопрос к письму, изучение структуры письма)
13. Учитель просит назвать учащихся трудности, с которыми им пришлось столкнуться на уроке и ответить на вопрос, удалось ли им преодолеть данные трудности
14. Учитель просит познакомиться с домашним заданием (изучение пригласительного письма из Лондона) и на его основе определить тему беседы следующего урока. Организует деятельность учащихся по самостоятельному определению объема той работы, которую каждому школьнику нужно выполнить индивидуально дома.

Определяют тему следующего занятия Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель Понимают причины успеха или неуспеха учебной

Определяют объем своей домашней работы Формировать способность осознавать трудности и причины успеха или неуспеха и пути их преодолении

Осознавать качество и уровень усвоения знаний, прогнозирование результатов работы
Категория: Мои статьи | Добавил: rusalka48 (01.05.2014) | Автор: Ахметова Светлана E
Просмотров: 2267 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Сообщение
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Родителям
Ссылки
Министерство просвещения России Министерство образования Республики Башкортостан Институт развития образования Республики Башкортостан Отдел образования г. Стерлитамак Электронное образование ГТО Всероссийское движение школьников

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz