|
Каталог статей
Урок внеклассного чтения по произведению И.С.Тургенева "Бежин луг".
Урок внеклассного чтения по рассказу И.С.Тургенева «Бежин Луг» В 6 классе (Образовательная программа «Школа 2100» авторы - составители: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. М.:Баллас). Цели урока: • Показать роль пейзажа в рассказе, его значение в раскрытии душевного состояния героя; • Показать, как автор через портрет раскрывает характер героя; • Развитие литературной речи учащихся; • Обучение выразительному чтению прозы. Оборудование: • Презентация к уроку; • Таблица на отдельных ватманах, маркеры; • Аудиозаписи звуков леса, музыка «Мальчик в утреннем лесу» Грига; • Рисунки детей (пейзаж «Утро»-«Вечер/Ночь»). • Ход урока - Сегодняшним уроком мы заканчиваем изучение творчества писателя И.Тургенева. На предыдущих уроках вы читали и анализировали такие рассказы, как «Бирюк», «Хорь и Калиныч», а к сегодняшнему уроку внеклассного чтения вы самостоятельно подготовили рассказ «Бежин луг». -Что вы знаете об авторе этих рассказов? Кем он был? Где и когда родился и жил? (Рассказ детей о детстве Тургенева И.С. Презентация Слайды с1 по7) -Как называется сборник рассказов, в который вошли все названные произведения? ( Слайд 8- «Записки охотника» ) Этап формулирования темы урока и целеполагания. -Почему охотника? КАК автор относился к природе? Часто ли с ней «общался»? ( Много времени проводил в парке, в лесу, гулял, охотился) -Получается, что Тургенев не только имел возможность общаться с природой, но и в полной мере наслаждался этим общением? ( Видел её красоту, ценил и упивался красотой) -Из чего вы сделали такой вывод? ( Природа описывается подробно, отражая настроение автора) -Как по-другому можно назвать природу? (Пейзаж) --Попробуйте сформулировать тему урока ( Человек и природа- роль пейзажа в рассказе) -Молодцы! А что нам это даст. Что мы с помощью анализа пейзажа сможем для себя открыть в произведении?( Влияние состояния окружающей среды на состояние человека). (На доске появляется слайд 9 с темой « Это мой вариант названия» - откройте свои читательские дневники и запишите тему) Тест - Прежде, чем мы начнём работать по тексту, проверим, насколько внимательные вы читатели, ведь одно дело знать сюжет, а другое - быть внимательными к деталям. Проведём небольшой тест-опрос. (Презентация теста. Вопрос читается учителем и одновременно отображается на экране). Закончили работу с тестом и отложили тетради в сторону. Работа с текстом. Картина УТРА. - И так, вернёмся к теме нашего урока. Природа и человек…Природа. Во все времена были и остаются люди, которые неравнодушны к окружающей нас природе, внимательны к деталям. Перед вами работа великого русского пейзажиста. Кто-нибудь узнал её? Кто автор, и как она называется? ( Левитан «У омута»). Согласитесь, глаз не оторвать, хочется смотреть внимательно, разглядывая детали. Нравятся картина? Чем? (Мастерство изображения) -А ведь писателей тоже называют художниками, художниками слова. Подобно тому, как художники при помощи кисти мазками создают свои полотна, писатели создают свои картины при помощи….Чего? (Слов) -А с какой картины начинается рассказ «Бежин луг»? ( Картина утра) (Выразительно читаем). -Какие же художественные приёмы использует автор при описании неба, облаков, солнца. Выпишите их. (Групповая работа (по 2 парты). Детям раздаются листы А4, на которых записываются ответы . По окончании работы листы вешаются на доску вертикально: 1 гр.- находит тропы в описании неба, 2гр. - в описании солнца, 3гр.- в описании облаков) 4гр. – описание зрительных образов 5гр.- зрительные образы и запахи Во время работы включается аудио запись Григ «Мальчик в лесу утром». (В описании июльского пейзажа писатель обращается к описанию вполне реального неба, утренней зари, солнца, облаков, дождя, ветра, звезд. Небо ясное, чистое, лазурное… При описании солнца использованы эпитеты "светлое и приветно лучезарное : мирно всплывает, свежо просияет". Большое количество сравнений наблюдаем при описании облаков: они, "подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы : почти не трогаются с места", "так же лазурны, как небо". "Последние из них, черноватые и неопределенные, как дым". Днем облака "золотисто-серые, с нежными белыми краями". Цвет небосклона "легкий, бледно-лиловый".) - Какие краски преобладают при описании июльского утра и дня? (И.С.Тургенев использует в основном краски светлых, теплых тонов) - А какое настроение создает в целом цветовая гамма, которая как бы "заливает" ясным, теплым светом всю картину летнего погожего дня? (От тургеневской картины "прекрасного июльского дня" исходит ощущение какой-то хрупкости и одновременно гармоничности, какой-то успокоенности, найденного покоя. Настроение светлое, хорошее) - А каково отношение самого писателя к природе? (Оно высказано не прямо, а косвенно: "Был прекрасный июльский день") - Обрамляя описание июльского дня мыслью о пребывающей в небе и на земле " какой-то трогательной кротости", автор еще больше усиливает в нашем сознании переживание природы как высшего, совершенного начала бытия. Вывод: яркие краски утра повлияли на состояние автора-рассказчика. Он испытывает положительные эмоции. Человек и природа гармоничны. Анализ детских пейзажей утра -У нас организован небольшой вернисаж из ваших работ с изображением пейзажей утра. В каких красках и тонах они написаны? (светлые, яркие, жизнерадостные). -Какое настроение у вас от этих картин? (жизнерадостное) -Почему у вас такие жизнеутверждающие работы, ведь я не давала вам установку на пейзаж радостный. Задание звучало «Нарисовать утро»- любое. (радостное настроение передалось нам, и мы подсознательно нарисовали пейзаж радостный, хотя ведь бывает утро и не очень весёлое: дождливое, хмурое…).
Картина вечера. - Теперь понаблюдаем, как же описано наступление вечера и ночи. Зачитайте этот эпизод. (Выразительное чтение эпизода) - Что произошло с рассказчиком? Как изменилось его настроение? А ваше? (Рассказчик заблудился. И сразу природа пугает его, становится враждебной ему: "Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость:", "все кругом быстро темнело и утихало", "летучие мыши уже носились, :таинственно кружась и дрожа". Человек вдруг почувствовал себя некомфортно, даже жутко. Охотник вдруг заблудился в знакомых ему местах. Кажется, что какая-то сила, стоящая над человеком, и руководит им. Настроение у читателя тоже изменилось. Тревога, страх, беззащитность наполняют душу. Чувствуешь себя маленькой песчинкой в огромном мире.) - Действительно, определяющим для "ночного" повествования является "другое" время, его абсолютная власть над землей и человеком. Время ночи привносит в мир тайну, превышающую познания человека. Ночь смиряет его самонадеянные мысли. Но главное, ночью к человеку, мыслящему себя венцом мироздания средоточием вселенной, приходит осознание подчиненности законам всеобщим. -Заполните листы-таблички, так же , как и в начале урока, только теперь касательно картины ночи. Работа в группах. Таблички вешаются вертикально на доску рядом с предыдущими. Анализ лексических средств при описании Утра и Ночи. Выводы. Анализ рисунков детей -Рассмотрим ваши ночные пейзажи. Они выполнены в тёмной цветовой гамме. Почему? ( Солнце село) -На картинах появились образы. У кого-то сова, у кого-то волк и тд.. Почему? ( В темноте кроется опасность. Часто в лесу ночью небезопасно). А задание было: «Изобразить вечер». Разве вечер всегда неприятный? ( Нет) .Значит, тревожное настроение рассказчика передалось вам, и вы подсознательно изобразили тревогу. Какой можно сделать вывод? Вывод: природа своими превращениями повлияла на состояние рассказчика и изменила его радостное настроение на тревожное. Анализ места «разрыва « в повествовании. -Что же явилось точкой разрыва в повествовании? (Мрак ночи и темноту разорвали "красным пламенем" два огонька на равнине и в отсвете одного из них была видна "передняя половина маленькой кудрявой головы") - Что изменилось в ночной природе? Ощущаете ли вы метаморфозу ночи? (Под сводами ночи залаяли собаки, зазвучали "детские звонкие голоса", где-то рядом пасутся лошади. Звуки, свет, тени: А в природе удивительная умиротворенность и покой. И ночной мир начинает восприниматься им по-другому). - А теперь представьте себе: ночь, костер, река, где-то рядом пасутся лошади. Над всем царит таинственность, недосказанность. И деревенские мальчишки: Тургенев описывает луг глазами охотника — человека, влюбленного в свой край, в родную природу. Охотник подошел к мальчикам, которые пасли лошадей. Он не хочет им мешать, поэтому любуется ночным лугом. Как он говорит, картина, открывшаяся его взору, была чудесная: «Около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение; пламя, вспыхивая, изредка забрасывало за черту того круга быстрые отблески; тонкий язык света лизнет голые сучья лозника и разом исчезнет; острые, длинные тени, врываясь на мгновенье, в свою очередь, добегали до самых огоньков: мрак боролся со светом. Из освещенного места трудно разглядеть, что делается в потемках, и потому вблизи все казалось задернутым почти черной завесой; но далее к небосклону длинными пятнами смутно виднелись холмы и леса. Темное чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах — запах русской летней ночи. Кругом не слышалось почти никакого шума… Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая рыба и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной… Одни огоньки тихонько потрескивали». Этот ночной пейзаж вселяет в героя и читателя гармонию, спокойствие, какую-то тихую радость. Тургенев так мастерски рисует нам этот пейзаж, что мы не просто видим его, но еще ощущаем то же, что и мальчики, собравшиеся вокруг костра.
Работа над образами детей. - Опишите первую встречу охотника с крестьян¬скими ребятишками из соседних деревень. Подоб¬но автору дайте общую характеристику мальчиков. «Детские звонкие голоса раздались во¬круг огней, два-три мальчика поднялись с земли… Это… были крестьянские ребя¬тишки из соседних деревень…»; Мальчики вы¬ехали в ночное и до появления охотника были заняты беседой. Им было от семи до четырнадцати лет. Все ребята были из разных по достатку семей, и поэтому они различались не только одеждой, но и ма¬нерой держаться. Но мальчики были дружны между собой и с интересом разго¬варивали, их беседа привлекла внимание охотника -Как их зовут? Дайте им характеристики (работа в группах по 2 парты). (Имя, сколько лет, краткая характеристика.) - Чем занимаются мальчики в поле ночью? Тяжело им? - Кто из трёх рассказчиков запомнился больше всего? Почему? (Павлуша) (Пытается понять, разобраться в причинах. Он не боится того, что пугает всех остальных, т.к. может объяснить это. Решительность и любознательность – вот основное в его характере. Это единственный из мальчиков, непосредственно действующий в произведении, именно с ним связана динамика повествования в центральной части рассказа (см. последовательность форм совершенного вида, фиксирующих действия Павлушки: с криком бросился вслед за собаками, спрыгнул, поскакал один на волка и т.д.) - Как связаны рассказы детей с ночным пейзажем?
Все страшные истории в рассказе подобраны так, что они гармонируют и с ночным пейзажем, и с волнением детей, жаждущих чего-то необыкновенного. Сам рассказчик как бы присоединяется к их восприятию окружающего. -Что хотел передать образами мальчиков у костра И.С.Тургенев? (Тургенев показал их природную одарённость, поэтичность. У каждого из них своя манера рассказа, но все они говорят просто, метко, образно. Мальчики рассказывают страшные истории о злых силах, но они верят в победу добра.
Однако рассказы мальчиков свидетельствуют не только о богатстве их воображения, но и о том, что они находятся в плену суеверий, рождённых темнотой и бесправным положением народа. ( былички)) Вывод: Автор использует образы детей, чтобы показать связь природы и человека. Дети, как звено в цепочке: в силу своей наивности и открытости, дети максимально близки к природе, а их рассказы усиливают эту связь.
Обсуждение сюжета
-Каков сюжет этого рассказа? (Сюжет максимально ослаблен и по нему очень мало можно сказать о героях. Если в обычной ситуации пейзаж является фоном развития событий, то здесь все происходит наоборот. В сознании автора есть воспоминания о том, как он заблудился, картины природы в разное время суток, образы мальчишек, судьба Павлуши- все это связано с Бежиным лугом как с географическим местом происшедшего, так и цельным ощущением автора от всех этих событий). В конце рассказа Тургенев дает восхитительную картину рассвета, которая заражает оптимизмом и бодростью: «…полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света… Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола, и вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший табун». Вывод по уроку: Таким образом, описания природы в очерке, картины смены дня и ночи помогают автору передать величие природы, неотделимость человека от природы, зависимость его от различных непонятных ему проявлений. Обсуждение теста. -Ребята, помог наш сегодняшний урок в более глубоком понимании текста. Были сегодня для вас какие-либо читательские открытия? После урока содержание текста стало вам более понятен? Вернёмся к тесту.( поднимите руки те, кто на первый вопрос выбрал ответ под буквой А. И так далее по тесту с обсуждением). Читательские дневники собираются после звонка. Домашнее задание. Рассказ заканчивается описанием чудесной картины утра. Прочитайте внимательно этот отрывок и напишите сочинение миниатюру на тему «Что общего и чем различаются картины утра в начале рассказа и в его конце». Работу выполните в тетрадях по литературе. Оценки. Их комментарии.
Литература.
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах. Практическая методика. – М.: Просвещение, 2001 2. Коршунова Н.Н., Липина Е.Ю. Литература. Тесты. 5-8 классы . – М.: Дрофа, 1997 3. Статьи в журналах «Литература в школе», «Русская словесность» 4. Литература. Приложение к газете «Первое сентября» 5. Литература в таблицах. Сост. Полухина В.Т. и др. – М., 2000 6. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы. - М., Дрофа, 1997
Приложение
Тест по рассказу И.С. Тургенева «Бежин луг».
1. В каком месяце происходили события в рассказе «Бежин луг»? а) август; б) июль; в) июнь; 2. Почему автор оказался в лесу ночью? а) заблудился; б) пошёл на рыбалку; в) стерёг табун; 3. Как звали собаку автора? а) Мила б) Дианка в) Пчёлка г) Найда 4. Скольких мальчиков встретил у костра охотник, герой рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»? а) четверых; б) шестерых; в) пятерых; г) семерых. 5. Что делали мальчишки ночью на лугу? а) стерегли табун лошадей; б) купались; в) заблудились; 6. Самым старшим мальчиком был: а) Ильюша; б) Федя; в) Павлуша; г) Костя. 7. Какой истории не было в рассказах мальчиков: а) о бабе-яге; б) о лешем; в) о водяном; г) о русалке 8. Кто в рассказе произносит пословицу: «Своей судьбы не минуешь»? а) Федя; б) Павлуша; в) Костя. 9. Прочитайте описания героев расскaзa И. С. Тургенева «Бежин луг». Напишите имя героя: а) «Стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и пocтoянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал в поле не по нужде, а так, для забавы» б) «На вид было не более двенадцати лет», «волосы всклокоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой... тело приземистое, неуклюжее… глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила» - в) «Лицо невелико, худо, в веcнушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно было различить... маленькoгo роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно» - г) «На вид было не более двенадцати лет», «лицо... довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое», «жёлтые, почти белые волосы» - д) « …он лежал на земле, …и только изредка выставлял из-под неё свою русую кудрявую голову. Этому мальчику было всего лет семь» - 10. Что поразило автора в детях? а) взрослость, набожность, вера в силу добра; б) запуганность; в) замкнутость; |
Категория: Мои статьи | Добавил: УЧИТЕLЬ (07.05.2014)
|
Просмотров: 5769 |
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
Сообщение
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
|