Пятница, 26.04.2024, 21:50
Приветствую Вас Гость | RSS

МАОУ "Гимназия №5" города Стерлитамака

Телефон доверия
Телефон доверия
Учебный процесс
Службы гимназии
Опросы РБ
Опрос
Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Урок внеклассного чтения по произведению И.С.Тургенева "Бежин луг".
Урок внеклассного чтения по рассказу И.С.Тургенева «Бежин Луг»
В 6 классе (Образовательная программа «Школа 2100» авторы - составители: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. М.:Баллас).
Цели урока:
• Показать роль пейзажа в рассказе, его значение в раскрытии душевного состояния героя;
• Показать, как автор через портрет раскрывает характер героя;
• Развитие литературной речи учащихся;
• Обучение выразительному чтению прозы.
Оборудование:
• Презентация к уроку;
• Таблица на отдельных ватманах, маркеры;
• Аудиозаписи звуков леса, музыка «Мальчик в утреннем лесу» Грига;
• Рисунки детей (пейзаж «Утро»-«Вечер/Ночь»).

Ход урока
- Сегодняшним уроком мы заканчиваем изучение творчества писателя И.Тургенева. На предыдущих уроках вы читали и анализировали такие рассказы, как «Бирюк», «Хорь и Калиныч», а к сегодняшнему уроку внеклассного чтения вы самостоятельно подготовили рассказ «Бежин луг».
-Что вы знаете об авторе этих рассказов? Кем он был? Где и когда родился и жил? (Рассказ детей о детстве Тургенева И.С. Презентация Слайды с1 по7)
-Как называется сборник рассказов, в который вошли все названные произведения? ( Слайд 8- «Записки охотника» )
Этап формулирования темы урока и целеполагания.
-Почему охотника? КАК автор относился к природе? Часто ли с ней «общался»? ( Много времени проводил в парке, в лесу, гулял, охотился)
-Получается, что Тургенев не только имел возможность общаться с природой, но и в полной мере наслаждался этим общением? ( Видел её красоту, ценил и упивался красотой)
-Из чего вы сделали такой вывод? ( Природа описывается подробно, отражая настроение автора)
-Как по-другому можно назвать природу? (Пейзаж)
--Попробуйте сформулировать тему урока ( Человек и природа- роль пейзажа в рассказе)
-Молодцы! А что нам это даст. Что мы с помощью анализа пейзажа сможем для себя открыть в произведении?( Влияние состояния окружающей среды на состояние человека).
(На доске появляется слайд 9 с темой « Это мой вариант названия» - откройте свои читательские дневники и запишите тему)
Тест
- Прежде, чем мы начнём работать по тексту, проверим, насколько внимательные вы читатели, ведь одно дело знать сюжет, а другое - быть внимательными к деталям. Проведём небольшой тест-опрос. (Презентация теста. Вопрос читается учителем и одновременно отображается на экране). Закончили работу с тестом и отложили тетради в сторону.
Работа с текстом. Картина УТРА.
- И так, вернёмся к теме нашего урока. Природа и человек…Природа. Во все времена были и остаются люди, которые неравнодушны к окружающей нас природе, внимательны к деталям. Перед вами работа великого русского пейзажиста. Кто-нибудь узнал её? Кто автор, и как она называется? ( Левитан «У омута»). Согласитесь, глаз не оторвать, хочется смотреть внимательно, разглядывая детали. Нравятся картина? Чем? (Мастерство изображения)
-А ведь писателей тоже называют художниками, художниками слова. Подобно тому, как художники при помощи кисти мазками создают свои полотна, писатели создают свои картины при помощи….Чего? (Слов)
-А с какой картины начинается рассказ «Бежин луг»? ( Картина утра) (Выразительно читаем).
-Какие же художественные приёмы использует автор при описании неба, облаков, солнца. Выпишите их. (Групповая работа (по 2 парты). Детям раздаются листы А4, на которых записываются ответы . По окончании работы листы вешаются на доску вертикально:
1 гр.- находит тропы в описании неба, 2гр. - в описании солнца, 3гр.- в описании облаков) 4гр. – описание зрительных образов 5гр.- зрительные образы и запахи
Во время работы включается аудио запись Григ «Мальчик в лесу утром». (В описании июльского пейзажа писатель обращается к описанию вполне реального неба, утренней зари, солнца, облаков, дождя, ветра, звезд. Небо ясное, чистое, лазурное… При описании солнца использованы эпитеты "светлое и приветно лучезарное : мирно всплывает, свежо просияет". Большое количество сравнений наблюдаем при описании облаков: они, "подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы : почти не трогаются с места", "так же лазурны, как небо". "Последние из них, черноватые и неопределенные, как дым". Днем облака "золотисто-серые, с нежными белыми краями".
Цвет небосклона "легкий, бледно-лиловый".)
- Какие краски преобладают при описании июльского утра и дня? (И.С.Тургенев использует в основном краски светлых, теплых тонов)
- А какое настроение создает в целом цветовая гамма, которая как бы "заливает" ясным, теплым светом всю картину летнего погожего дня?
(От тургеневской картины "прекрасного июльского дня" исходит ощущение какой-то хрупкости и одновременно гармоничности, какой-то успокоенности, найденного покоя. Настроение светлое, хорошее)
- А каково отношение самого писателя к природе?
(Оно высказано не прямо, а косвенно: "Был прекрасный июльский день")
- Обрамляя описание июльского дня мыслью о пребывающей в небе и на земле " какой-то трогательной кротости", автор еще больше усиливает в нашем сознании переживание природы как высшего, совершенного начала бытия. Вывод: яркие краски утра повлияли на состояние автора-рассказчика. Он испытывает положительные эмоции. Человек и природа гармоничны.
Анализ детских пейзажей утра
-У нас организован небольшой вернисаж из ваших работ с изображением пейзажей утра. В каких красках и тонах они написаны? (светлые, яркие, жизнерадостные).
-Какое настроение у вас от этих картин? (жизнерадостное)
-Почему у вас такие жизнеутверждающие работы, ведь я не давала вам установку на пейзаж радостный. Задание звучало «Нарисовать утро»- любое. (радостное настроение передалось нам, и мы подсознательно нарисовали пейзаж радостный, хотя ведь бывает утро и не очень весёлое: дождливое, хмурое…).

Картина вечера.
- Теперь понаблюдаем, как же описано наступление вечера и ночи. Зачитайте этот эпизод.
(Выразительное чтение эпизода)
- Что произошло с рассказчиком? Как изменилось его настроение? А ваше?
(Рассказчик заблудился. И сразу природа пугает его, становится враждебной ему: "Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость:", "все кругом быстро темнело и утихало", "летучие мыши уже носились, :таинственно кружась и дрожа". Человек вдруг почувствовал себя некомфортно, даже жутко. Охотник вдруг заблудился в знакомых ему местах. Кажется, что какая-то сила, стоящая над человеком, и руководит им.
Настроение у читателя тоже изменилось. Тревога, страх, беззащитность наполняют душу. Чувствуешь себя маленькой песчинкой в огромном мире.)
- Действительно, определяющим для "ночного" повествования является "другое" время, его абсолютная власть над землей и человеком. Время ночи привносит в мир тайну, превышающую познания человека. Ночь смиряет его самонадеянные мысли. Но главное, ночью к человеку, мыслящему себя венцом мироздания средоточием вселенной, приходит осознание подчиненности законам всеобщим.
-Заполните листы-таблички, так же , как и в начале урока, только теперь касательно картины ночи. Работа в группах. Таблички вешаются вертикально на доску рядом с предыдущими.
Анализ лексических средств при описании Утра и Ночи. Выводы.
Анализ рисунков детей
-Рассмотрим ваши ночные пейзажи. Они выполнены в тёмной цветовой гамме. Почему? ( Солнце село) -На картинах появились образы. У кого-то сова, у кого-то волк и тд.. Почему? ( В темноте кроется опасность. Часто в лесу ночью небезопасно). А задание было: «Изобразить вечер». Разве вечер всегда неприятный? ( Нет) .Значит, тревожное настроение рассказчика передалось вам, и вы подсознательно изобразили тревогу. Какой можно сделать вывод? Вывод: природа своими превращениями повлияла на состояние рассказчика и изменила его радостное настроение на тревожное.
Анализ места «разрыва « в повествовании.
-Что же явилось точкой разрыва в повествовании? (Мрак ночи и темноту разорвали "красным пламенем" два огонька на равнине и в отсвете одного из них была видна "передняя половина маленькой кудрявой головы")
- Что изменилось в ночной природе? Ощущаете ли вы метаморфозу ночи?
(Под сводами ночи залаяли собаки, зазвучали "детские звонкие голоса", где-то рядом пасутся лошади. Звуки, свет, тени: А в природе удивительная умиротворенность и покой. И ночной мир начинает восприниматься им по-другому).
- А теперь представьте себе: ночь, костер, река, где-то рядом пасутся лошади. Над всем царит таинственность, недосказанность. И деревенские мальчишки: Тургенев описывает луг глазами охотника — человека, влюбленного в свой край, в родную природу.
Охотник подошел к мальчикам, которые пасли лошадей. Он не хочет им мешать, поэтому любуется ночным лугом. Как он говорит, картина, открывшаяся его взору, была чудесная: «Около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение; пламя, вспыхивая, изредка забрасывало за черту того круга быстрые отблески; тонкий язык света лизнет голые сучья лозника и разом исчезнет; острые, длинные тени, врываясь на мгновенье, в свою очередь, добегали до самых огоньков: мрак боролся со светом. Из освещенного места трудно разглядеть, что делается в потемках, и потому вблизи все казалось задернутым почти черной завесой; но далее к небосклону длинными пятнами смутно виднелись холмы и леса. Темное чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах — запах русской летней ночи. Кругом не слышалось почти никакого шума… Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая рыба и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной… Одни огоньки тихонько потрескивали».
Этот ночной пейзаж вселяет в героя и читателя гармонию, спокойствие, какую-то тихую радость. Тургенев так мастерски рисует нам этот пейзаж, что мы не просто видим его, но еще ощущаем то же, что и мальчики, собравшиеся вокруг костра.

Работа над образами детей.
- Опишите первую встречу охотника с крестьян¬скими ребятишками из соседних деревень. Подоб¬но автору дайте общую характеристику мальчиков.
«Детские звонкие голоса раздались во¬круг огней, два-три мальчика поднялись с земли… Это… были крестьянские ребя¬тишки из соседних деревень…»; Мальчики вы¬ехали в ночное и до появления охотника были заняты беседой. Им было от семи до четырнадцати лет. Все ребята были из разных по достатку семей, и поэтому они различались не только одеждой, но и ма¬нерой держаться. Но мальчики были дружны между собой и с интересом разго¬варивали, их беседа привлекла внимание охотника
-Как их зовут? Дайте им характеристики (работа в группах по 2 парты). (Имя, сколько лет, краткая характеристика.) - Чем занимаются мальчики в поле ночью? Тяжело им? - Кто из трёх рассказчиков запомнился больше всего? Почему? (Павлуша)
(Пытается понять, разобраться в причинах. Он не боится того, что пугает всех остальных, т.к. может объяснить это. Решительность и любознательность – вот основное в его характере. Это единственный из мальчиков, непосредственно действующий в произведении, именно с ним связана динамика повествования в центральной части рассказа (см. последовательность форм совершенного вида, фиксирующих действия Павлушки: с криком бросился вслед за собаками, спрыгнул, поскакал один на волка и т.д.)
- Как связаны рассказы детей с ночным пейзажем?

Все страшные истории в рассказе подобраны так, что они гармонируют и с ночным пейзажем, и с волнением детей, жаждущих чего-то необыкновенного. Сам рассказчик как бы присоединяется к их восприятию окружающего.
-Что хотел передать образами мальчиков у костра И.С.Тургенев?
(Тургенев показал их природную одарённость, поэтичность. У каждого из них своя манера рассказа, но все они говорят просто, метко, образно. Мальчики рассказывают страшные истории о злых силах, но они верят в победу добра.

Однако рассказы мальчиков свидетельствуют не только о богатстве их воображения, но и о том, что они находятся в плену суеверий, рождённых темнотой и бесправным положением народа. ( былички))
Вывод: Автор использует образы детей, чтобы показать связь природы и человека. Дети, как звено в цепочке: в силу своей наивности и открытости, дети максимально близки к природе, а их рассказы усиливают эту связь.

Обсуждение сюжета

-Каков сюжет этого рассказа? (Сюжет максимально ослаблен и по нему очень мало можно сказать о героях. Если в обычной ситуации пейзаж является фоном развития событий, то здесь все происходит наоборот. В сознании автора есть воспоминания о том, как он заблудился, картины природы в разное время суток, образы мальчишек, судьба Павлуши- все это связано с Бежиным лугом как с географическим местом происшедшего, так и цельным ощущением автора от всех этих событий).
В конце рассказа Тургенев дает восхитительную картину рассвета, которая заражает оптимизмом и бодростью: «…полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света… Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола, и вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший табун».
Вывод по уроку: Таким образом, описания природы в очерке, картины смены дня и ночи помогают автору передать величие природы, неотделимость человека от природы, зависимость его от различных непонятных ему проявлений.
Обсуждение теста.
-Ребята, помог наш сегодняшний урок в более глубоком понимании текста. Были сегодня для вас какие-либо читательские открытия? После урока содержание текста стало вам более понятен? Вернёмся к тесту.( поднимите руки те, кто на первый вопрос выбрал ответ под буквой А. И так далее по тесту с обсуждением). Читательские дневники собираются после звонка.
Домашнее задание.
Рассказ заканчивается описанием чудесной картины утра. Прочитайте внимательно этот отрывок и напишите сочинение миниатюру на тему «Что общего и чем различаются картины утра в начале рассказа и в его конце». Работу выполните в тетрадях по литературе.
Оценки. Их комментарии.

Литература.

1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах. Практическая методика. – М.: Просвещение, 2001
2. Коршунова Н.Н., Липина Е.Ю. Литература. Тесты. 5-8 классы . – М.: Дрофа, 1997
3. Статьи в журналах «Литература в школе», «Русская словесность»
4. Литература. Приложение к газете «Первое сентября»
5. Литература в таблицах. Сост. Полухина В.Т. и др. – М., 2000
6. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы. - М., Дрофа, 1997

Приложение

Тест по рассказу И.С. Тургенева «Бежин луг».

1. В каком месяце происходили события в рассказе «Бежин луг»?
а) август; б) июль; в) июнь;
2. Почему автор оказался в лесу ночью?
а) заблудился; б) пошёл на рыбалку; в) стерёг табун;
3. Как звали собаку автора?
а) Мила б) Дианка в) Пчёлка г) Найда
4. Скольких мальчиков встретил у костра охотник, герой рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»?
а) четверых; б) шестерых; в) пятерых; г) семерых.
5. Что делали мальчишки ночью на лугу?
а) стерегли табун лошадей; б) купались; в) заблудились;
6. Самым старшим мальчиком был:
а) Ильюша; б) Федя; в) Павлуша; г) Костя.
7. Какой истории не было в рассказах мальчиков:
а) о бабе-яге; б) о лешем; в) о водяном; г) о русалке
8. Кто в рассказе произносит пословицу: «Своей судьбы не минуешь»?
а) Федя; б) Павлуша; в) Костя.
9. Прочитайте описания героев расскaзa И. С. Тургенева «Бежин луг». Напишите имя героя:
а) «Стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и пocтoянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал в поле не по нужде, а так, для забавы»
б) «На вид было не более двенадцати лет», «волосы всклокоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой... тело приземистое, неуклюжее… глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила» -
в) «Лицо невелико, худо, в веcнушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно было различить... маленькoгo роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно» -
г) «На вид было не более двенадцати лет», «лицо... довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое», «жёлтые, почти белые волосы» -
д) « …он лежал на земле, …и только изредка выставлял из-под неё свою русую кудрявую голову. Этому мальчику было всего лет семь» -
10. Что поразило автора в детях?
а) взрослость, набожность, вера в силу добра; б) запуганность; в) замкнутость;
Категория: Мои статьи | Добавил: УЧИТЕLЬ (07.05.2014)
Просмотров: 5769 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Сообщение
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Родителям
Ссылки
Министерство просвещения России Министерство образования Республики Башкортостан Институт развития образования Республики Башкортостан Отдел образования г. Стерлитамак Электронное образование ГТО Всероссийское движение школьников

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz